« Назад
14.08.2015 00:17
Документы для проверки трудовой инспекции
Сразу отметим, что нигде не определен список документов, запрашиваемых при проверке трудовой инспекции. В ходе проверки трудовой инспектор может запросить любой документ, подтверждающий (или не подтверждающий) соблюдения работодателем трудового законодательства.
Поэтому можно сказать, что все обязательные трудовые документы должны иметься у работодателя, и эти документы должны быть оформлены надлежащим образом.
Договоры
В организации должны иметься следующие договоры:
1. Трудовые договоры. Все трудовые договоры должны содержать обязательные условия, установленные статьей 57 Трудового кодекса.
2. Договоры о полной индивидуальной материальной ответственности и договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.
Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, утверждены постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85.
3. Ученические договоры. Эти договоры должны быть в организации, при оформлении ученичества.
Обязательные локальные акты организации
В каждой организации в обязательном порядке должны быть:
1. правила внутреннего трудового распорядка;
2. положение об оплате труда и премировании. Это положение обязательно только в том случае, если система оплаты труда не отражена в коллективном договоре или в другом локальном акте организации, например, в правилах внутреннего распорядка (ст. 135 ТК РФ).
3. положение о персональных данных работников (ст. 88 ТК РФ);
При наличии определенных условий, в организации должны быть следующие локальные акты:
1. локальный нормативный акт, в котором указываются должности работников с ненормированным рабочим днем.
Этот документ обязателен в случае наличия в организации работников, которым установлен ненормированный рабочий день, при условии, что данные сведения не отражены в коллективном договоре или другом локальном акте, например, в правилах внутреннего распорядка (ст. 101 ТК РФ).
2. график сменности.
Наличие данного документа необходимо в случаях, когда работа в организации осуществляется посменно. График сменности может быть оформлен как приложение к трудовому договору (ст. 103 ТК РФ);
3. локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части.
Этот документ обязателен в тех организациях, где рабочий день может быть разделен на части (ст. 105 ТК РФ);
4. локальный нормативный акт, предусматривающий порядок и условия прохождения работниками профессиональной подготовки или переподготовки.
Документ должен быть в организации только в том случае, если работодатель принимает решение о необходимости направления работников на обучение, переобучение или повышение квалификации (ч. третья ст. 196 ТК РФ). Вместо утверждения ЛНА, условия об обучении могут быть включены в коллективный договор или, например, в правила внутреннего трудового распорядка.
5. локальный нормативный акт, устанавливающий порядок применения вахтового метода (ч. четвертая ст. 297 ТК РФ). Условие об установлении порядка применения вахтового метода не обязательно оформлять отдельным локальным актом, это условие может быть включено в коллективный договор или правила внутреннего трудового распорядка.
Документы по охране труда
На всех работодателей возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ).
У работодателей должны иметься:
1. Инструкции по охране труда
Инструкции по охране труда относятся к обязательным локальным актам организации. Минтруда России издало Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утверждены 13 мая 2004 г.). Работники должны быть ознакомлены с инструкциями по охране труда под роспись. Для этого следует завести журнал ознакомления работников с инструкциями по охране труда.
2. Документы, подтверждающие прохождение инструктажа и обучения по охране труда.
Все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда (ст.225 ТК РФ). Порядок обучения и проверки знаний установлен Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее – Порядок).
Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда (п. 2.1.1 Порядка). Помимо первичного инструктажа, работодатель обязан проводить повторный и в установленных случаях внеплановый инструктаж.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа (п. 2.1.3 Порядка).
Отметим, что по общему правилу инструктаж должны проходить все работники. Однако, очевидно, что фактически в таком инструктаже нуждаются только сотрудники рабочих профессий.
Поэтому работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.
При этом перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем (п. 2.1.4 Порядка). Эти же работники освобождаются и от прохождения повторного инструктажа. Поэтому у работодателя в обязательном порядке должны иметься журналы проведения инструктажей.
Итак, документы, подтверждающие проведение вводного инструктажа:
- протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда;
- личная карточка прохождения обучения;
- журнал вводного инструктажа;
- журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
- перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.
Формы, подтверждающие прохождение вводного инструктажа, содержит ГОСТ 12.0.004-90. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Все эти формы являются рекомендованными.
Приказы (распоряжения) работодателя
Приказ – это распорядительный документ, издаваемый и подписываемый руководителем организации. Трудовое законодательство устанавливает обязательность издания приказов, при этом перечня возможных приказов не существует. Поэтому, организация обязана хранить все «трудовые» приказы.
Приказы по личному составу должны храниться в организации в течение 75 лет (ст. 19 Перечня, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558).
Документы, связанные с выплатой зарплаты
Работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника при выплате заработной платы (ч. первая ст. 136 ТК РФ). Трудовые инспекторы обязательно проверят, утверждена ли в организации форма расчетного листка. Поэтому в компании должен иметься приказ об утверждении расчетного листка.
Помимо этого трудовые инспекторы обращают внимание, указаны ли дни выплаты заработной платы:
- в трудовом договоре с работником;
- в правилах внутреннего трудового распорядка;
- в коллективном договоре (при его наличии).
«Отпускные» документы
В организации должен быть утвержден график отпусков. График утверждается не позднее, чем за две недели до наступления календарного года (ч. первая ст.123 ТК РФ).
Помимо графика отпусков трудовые инспекторы проверят, извещаются ли работники о времени начала отпуска не позднее чем за две недели до его начала. Поэтому в организации должен иметься либо специальный журнал извещения работников о начале отпуска, либо копии извещений, на которых должны стоять подписи работников и даты.
Документы по личному составу
В организации должны быть следующие документы:
1. Трудовые книжки. Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, для которого эта работа является основной.
2. Личные карточки работников. Личные карточки можно вести по унифицированной форме № Т-2.
Документы по учету рабочего времени и штата
В организации должны иметься:
1. Табель учета рабочего времени. Обязанность работодателя по ведению учета рабочего времени закреплена статьей 91 Трудового кодекса РФ. Табель учета рабочего времени можно вести с использованием унифицированной формы № Т-12.
2. Штатное расписание. Из Трудового кодекса прямо не следует, что штатное расписание – обязательный документ для всех работодателей.
Поэтому если трудовая функция сотрудников определяется через конкретный вид поручаемой работы (например, «работник принимается для уборки территории» и т. д.), формально можно не утверждать штатное расписание.
Между тем, в большинстве случаев, обойтись без штатного расписания невозможно. Работодатель составляет штатное расписание, исходя из норм статей 15, 57 Трудового кодекса.
Извещения и уведомления
Трудовое законодательство обязывает работодателя уведомлять работников о наступлении определенных событий, поэтому у работодателя должны иметься:
- уведомления о начале отпуска;
- уведомления о сокращении численности или штата работников;
- уведомления о прекращении срочного трудового договора;
- другие уведомления.
Заявления и справки, полученные от работников
В организации должны храниться заявления работников:
- о предоставлении или переносе отпусков;
- о предоставлении отпусков по беременности и родам и отпусков по уходу за ребенком;
- о расторжении трудового договора по инициативе работника;
- другие заявление.
Справки., полученные от работников:
- о подтверждении беременности;
- о наличии (отсутствии) судимости;
- другие справки.
Журналы и книги учета
Организации должны вести следующие журналы и книги:
1. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (форма утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).
2. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее (форма утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).
3. Журнал учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2009 № 739н).
4. Журнал учета работников, прибывших в организацию, в которую они командированы (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2009 г. № 739н).
5. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (форма утверждена постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 № 73).
6. Журнал проведения вводного инструктажа (форма рекомендована ГОСТ 12.0.004-90. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»).
Помимо этого в организации должен иметься Журнал ознакомления с локальными нормативными актами. Отметим, что факт ознакомления с локальными актами можно подтверждать иначе, например, сделать листки ознакомления к локальным нормативным актам.
- Итак, здесь мы привели обширный, но не полный список документов, которые может потребовать трудовой инспектор в ходе проверки.
- Если вы не уверены, что можете правильно оценить наличие и корректность оформления документов, предлагаем вам воспользоваться помощью наших специаистов и заказать услугу «кадровый аудит».
- (по данным журнала «Кадровое дело»)
Осуществляются ли проверки ГИТ во время действия моратория в 2022 году?
На данный момент проведение плановых проверок юрлиц и ИП приостановлено из-за действия сразу двух мораториев. Напомним, первый мораторий был введен с января 2022 года в связи с пандемией COVID-19 для защиты субъектов малого бизнеса (Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. № 1520). Второй мораторий был введен в марте 2022 года в связи с антироссийскими санкциями уже для всех хозяйствующих субъектов – он будет действовать до конца года (Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, далее – Постановление № 336). При этом моратории предусматривают ряд исключений – допускается проведение запланированных проверок в рамках закрытого перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности. Также возможны внеплановые проверки по требованию прокурора и с его разрешения в определенных случаях: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при выявлении риска нарушения обязательных требований на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска и опасном нарушении.
Мораторий на проверки был принят для снижения административной нагрузки на бизнес – при условии, что он будет соблюдать обязательные требования, объяснил заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец на конференции ИД «Коммерсант» «Трудовое право – 2022», информационным партнером которой выступила компания «Гарант». Другая цель – формирование конкурентной среды, так как требования обязательны для выполнения всеми субъектами предпринимательской деятельности.
В нашем материале рассмотрим, в каких случаях проведение контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ) возможно при действии моратория на проверки ГИТ в 2022 году.
Как осуществлялись проверки работодателей до моратория?
Государственная инспекция труда (ГИТ) предназначена для решения двух главных задач, напомнил Иван Шкловец. Одна из них — предотвращение нарушений требований трудового законодательства посредством плановых выездных проверок и профилактических мероприятий. Другой важной задачей является защита и восстановление нарушенных прав работников.
Она реализуется посредством проведения внеплановых контрольно-надзорных мероприятий и отдельных профилактических мероприятий, в том числе, предостережения. Основные задачи работодателя – это своевременно выплатить зарплату и обеспечить безопасное рабочее место, критерий деятельности ГИТ заключается именно в контроле за соблюдением данных условий.
По статистике эксперта, до введения мораториев в 2019 году ГИТ было проведено 137 тыс. проверок, из них 90 тыс. – внеплановые. Всего было проверено 90 тыс. работодателей, что составляет 2% от общего числа работодателей, использующих труд наемных работников. Выявилось 375 тыс.
нарушений. Таким образом, общее число потенциальных нарушений трудового законодательства работодателем составляет 15-18 млн, подытожил эксперт. Такая статистика демонстрирует, что большое количество потенциальных нарушений не выявлялось и до введения мораториев на трудовые проверки.
Проведение плановых проверок ГИТ осуществлялось ежегодно на основании планов (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон № 294) в отношении работодателей всех категорий риска, за исключением низкого.
Как рассказал Иван Шкловец, последние три года плановые проверки проводились только в отношении компаний высокой категории риска (всего их пять): на данный момент в России соответствующих компаний чуть больше 6 тыс. Такие предприниматели обязаны были проходить проверки раз в три года (ч. 2 ст. 9 Закона № 294).
Внеплановые проверки ГИТ проводились в следующих случаях:
- поступление в государственную инспекцию труда сведений о фактах нарушений;
- поручение Президента РФ или Правительства РФ – в отношении определенных групп работодателей;
- требование прокуратуры;
- необходимость проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений.
Соответствующий перечень регламентирован ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248), до этого – ст. 360 Трудового кодекса (утратила силу).
Что изменилось после введения мораториев?
Начиная с марта 2022 года плановые проверки не проводят в отношении всех работодателей. Иван Шкловец отметил, что во время действия моратория актуальность приобрел профилактический визит: они проводятся в обязательном порядке. Напомним, он проводится в форме профилактической беседы инспектора по месту контролируемого лица или онлайн (ч.
1 ст. 52 Закона № 248). Инспектор информирует проверяемого об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, соответствии объектов контроля критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности проводимых проверок.
В рамках профилактического визита инспектор может осуществлять консультирование (ч. 2 ст. 52 Закона № 248), а также собирать сведения, необходимые для отнесения объектов контроля к категориям риска (ч. 3 ст. 52 Закона № 248).
В ходе визита не выявляются нарушения и не запрашиваются документы, однако инспектор разъясняет о требованиях соблюдения трудового законодательства и способах их выполнения.
Примечательно, что в этом году контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита, несмотря на то, что такая возможность предусмотрена (ч. 6 ст. 52 Закона № 248). Ранее ГАРАНТ.
РУ разбирался, что на часть плановых проверок бизнеса для некоторых объектов контроля профилактический визит является обязательным независимо от желания самого проверяемого. В п.
2 Постановления № 336 уточнено, что в ряде случаев – например, в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении части объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, – контрольный орган вправе осуществить вместо планового КНМ профилактический визит, от которого контролируемое лицо не сможет отказаться, поскольку в данном случае это рассматривается как единственно возможная альтернатива плановой проверке.
В значительной степени сократилось число внеплановых проверок – теперь они назначаются исключительно в следующих случаях:
- при непосредственной угрозе или факте причинения вреда жизни и здоровью (по согласованию с органами прокуратуры);
- по поручению Президента РФ или Правительства в отношении группы работодателей (также по согласованию прокуратуры);
- по требованию прокурора.
Как объяснил Иван Шкловец, до 2021 года принимая решение об отнесении случая к непосредственной угрозе причинения вреда жизни и здоровью, а также к факту такого причинения, ГИТ ориентировалась на соответствующие серьезные нарушения, которые подтверждались судебной практикой, в том числе ВС РФ. К таким нарушениям относились:
- невыплата заработной платы;
- отсутствие обучения работников охране труда;
- непроведение медосмотра работников;
- отсутствие проведения специальной оценки условий труда;
- непредоставление сертифицированных качественных средств индивидуальной защиты;
- отсутствие системы управления труда;
- отсутствие системы управления профессиональными рисками.
Критерии для определения угрозы причинения вреда законом не установлены, в связи с чем решение о проверке принимается на основании оценки конкретных обстоятельств, которая дается органами прокуратуры при согласовании проведения проверки – об этом разъяснял Роструд (Письмо Роструда от 8 апреля 2022 г. № ПГ/08023-6-1).
Отдельного внимания заслуживает мораторий на проверки организаций в области IT на ближайшие три года – в отношении таких компаний не проводятся ни плановые, ни внеплановые проверки в 2022-2024 годах (Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 448). Даже применяемые к ним профилактические меры предусматривают только информирование и консультирование.
Как работникам защищать свои права в условиях моратория?
Введение моратория на проверки бизнеса – серьезное ограничение в осуществлении надзорной деятельности и понижение уровня защиты нарушенных прав работников, отметил Иван Шкловец. Несмотря на то, что возрастает роль профсоюзной и судебной защиты нарушенных трудовых прав, обращение в ГИТ остается самым популярным способом защиты.
Поводы для обращения в трудовую инспекцию с требованием проведения проверки в значительной степени сократились, но они все еще есть.
Более того, Минтруд России предлагал вывести из-под запрета проверки, которые организуются в связи с жалобами работников на массовые (более 10% среднесписочной численности или более 10 человек) нарушения работодателями их трудовых прав, связанных с невыплатой заработной платы.
Причинение или угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью также является поводом для назначения проверки не только по согласованию с прокурором, но и с его уведомлением. Если прокуратура не согласовывает выход на проверку, то можно запросить прокуратуру самостоятельно ее провести или дать требование о проведении, объяснил эксперт.
К таким случаям относятся:
- несчастный случай;
- отсутствие системы управления профессиональными рисками;
- непроведение специальной оценки условий труда;
- отсутствие проведения обязательных медосмотров;
- непроведение психиатрических освидетельствований;
- отсутствие проведения обучения по охране труда;
- необеспечение работников, работающих во вредных или опасных условиях, средствами индивидуальной защиты.
При этом в ситуациях, где выявить нарушения достаточно сложно, которые имеют признаки трудового спора, – например, отказ в приеме на работу, – проверки не назначаются, объяснил Иван Шкловец. Работнику при этом разъясняются его права и даются рекомендации по защите своих нарушенных прав.
Для всех остальных случаев также можно назначить проверку по согласованию с прокуратурой.
При этом как объяснил эксперт, по состоянию на сегодняшний день продление моратория не планируется, при этом те компании, которые должны были проходить плановую проверку в 2022 году, не попадут в план проверок в 2023 году1.
_____________________________
1 Информация из телеграм-канала BGP Litigation.
Как инспекция труда проверяет работодателей: читаем новый регламент проверок
Раньше при проверках соблюдения норм трудового законодательства инспекторы применяли два нормативных правовых акта. Это положение, утвержденное постановлением правительства РФ от 01.09.12 № 875 и административный регламент, утвержденный приказом Роструда от 13.06.19 № 160 (см. «Утвержден новый регламент трудовых проверок»).
Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке
С 23 июля 2021 года Положение № 875 отменено. Вместо него с указанной даты действует новое положение (утв. постановлением Правительства от 21.07.21 № 1230). В этом документе учтены нормы Федерального закона от 31.07.
20 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). Плановые проверки, которые начнутся после 23 июля, должны проводиться с учетом новых правил.
Что касается административного регламента, то он пока не скорректирован. Но есть основания полагать, что в скором времени его тоже изменят, чтобы привести в соответствие с новым Положением № 1230 и Законом № 248-ФЗ.
Расскажем об основных новшествах.
Сокращен срок проверки
Новое Положение, как и прежнее, предусматривает два вида проверок: документарные и выездные. При этом сроки проведения этих мероприятий сокращены. Раньше продолжительность любой проверки не могла превышать 20-ти рабочих дней, теперь — 10-ти рабочих дней.
Для малых и микропредприятий установлены отдельные сроки. Проверять малое предприятие можно не более 50 часов в год, микропредприятие — не более15 часов в год. Данные лимиты действовали прежде и сохранены сейчас.
Проверить, относится ли ваша организация/ИП к малому или среднему бизнесу
Добавим, что в устаревшем Положении № 875 были прописаны причины и сроки продления проверок. В новом документе о продлении ревизий ничего не сказано.
Документарная проверка проводится на территории трудовой инспекции. Ее сотрудники вправе изучать лишь сведения, содержащиеся в документах работодателя. Контролеры вправе получать письменные объяснения, истребовать документы и назначать экспертизу (п.
43, 44 Положения № 1230, ст. 72 Закона № 248-ФЗ). Выездная проверка проходит по месту нахождения работодателя. Ревизоры могут осуществлять осмотр, опрос, экспертизу, а также получать письменные объяснения и истребовать документы (п. 47, 48 Положения № 1230, ст.
73 Закона № 248-ФЗ).
Категории риска
Регулярность плановых выездных «трудовых» проверок зависит от категории риска, которая присвоена работодателю (см. табл.). Данное правило «перекочевало» в Положение № 1230 из предыдущего положения.
Табл.
Как регулярность проведения плановой «трудовой» проверки зависит от категории риска
Категория риска | Как часто проходят плановые выездные ревизии |
высокий | один раз в 2 года |
значительный | один раз в 3 года |
средний | один раз в 5 лет |
умеренный | один раз в 6 лет |
низкий | плановые контрольные мероприятия не проводятся |
Категорию риска присваивают ежегодно. Информацию о категории, которая будет применяться в следующем календарном году, чиновники должны опубликовать до 1 июля текущего года.
Согласно Положению № 1230, списки тех, кто в следующем календарном году будет находиться в категории «высокий риск», размещаются на официальном сайте Роструда. Перечни предприятий со значительным, средним и умеренным риском — на сайтах территориальных органов этого ведомства.
В комментируемом положении говорится, что работодатель может подать в трудовую инспекцию заявление о пересмотре категории. Чиновники должны принять решение в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений о соответствии объекта контроля (то есть организации или ИП) иной категории риска (п. 14 Положения № 1230).
Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам
Профилактические мероприятия
В Положении № 1230 есть целый раздел, посвященный мероприятиям по профилактике нарушений трудового законодательства (отметим, что в прежнем положении о профилактике ничего не говорилось). К таким мероприятиям, в частности, относятся:
- информирование;
- консультирование;
- предостережение;
- профилактический визит.
Предостережение сделают в том случае, если инспекторы получат информацию о возможных и (или) готовящихся нарушениях. Но доказательств у них не будет. Работодатель, в свою очередь, вправе направить возражение. На это ему отводится 10 дней с момента, когда поступило предостережение. Инспекторы рассмотрят возражение и в течении 20 рабочих дней ответят на него.
Узнайте о налогах, уплаченных контрагентом, и допущенных им нарушениях Начать проверку
Профилактический визит непременно нанесут компаниям и предпринимателям, отнесенным к категориям высокого и значительного риска. А также организациям и ИП, которые собираются заняться деятельностью с высоким уровнем производственного травматизма. Для остальных работодателей визит не является обязательным.
Профилактический визит — это беседа, проводимая на территории работодателя, либо по видео-конференц-связи. Продолжительность беседы не может превышать 8 часов.
Кроме того, организации и ИП вправе получить от госинспекторов по труду консультацию. Есть ряд вопросов, по которым консультацию дадут в письменной форме (если работодатель подаст соответствующее обращение). Вот эти вопросы:
- Организация и осуществление государственного контроля (надзора).
- Порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
- Гарантии и защита прав контролируемых лиц.
- Эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, по выявленным нарушениям.
- Исполнение решений контрольных (надзорных) органов.
Если однотипных вопросов от разных работодателей будет много (5 и более в год), ответы опубликуют на официальном сайте Роструда.
Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно
Как обжаловать результаты проверки
В комментируемом положении говорится, что по итогам «трудовой» проверки инспекторы должны составить акт в соответствии с Законом № 248-ФЗ.
Если работодатель не согласен с итогами ревизии, он может обжаловать их в суде. Но прежде необходимо пройти процедуру внесудебного обжалования.
Дело в том, что существует перечень видов контроля, для которых досудебный порядок является обязательным с 1 июля 2021 года (ч. 13 ст. 98 Закона № 248-ФЗ). Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.
21 № 663, и в него входят трудовые проверки (см. «Решения по неналоговым проверкам теперь нужно обжаловать в досудебном порядке»).
С досудебной жалобой следует обратиться в Роструд, либо в его территориальный орган — в зависимости от того, чьи действия или решения обжалуются.
В общем случае жалоба подается в электронном виде через единый и (или) региональный портал государственных и муниципальных услуг. У гражданина есть выбор — подписать ее простой или усиленной квалификационной электронной подписью. Для организаций предусмотрен только один вариант — усиленная квалифицированная электронная подпись.
Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час
Жалобу следует направить в следующие сроки.
На решение по проверке и на действия (бездействие) должностных лиц трудовой инспекции — в течение 30-ти календарных дней со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
На предписание — в течение 10-ти рабочих дней с даты получения этого документа. Если срок пропущен по уважительной причине, его можно восстановить. В противном случае в рассмотрении жалобы откажут (ст. 40 Закона № 248-ФЗ).
Другие новшества, предусмотренные Положением № 1230
Перечислены мероприятия, посредством которых инспекторы осуществляют государственный контроль (надзор). К ним относятся: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (раньше были только проверки).
Отметим, что инспекционный визит проводится на территории работодателя без предварительного уведомления. Срок визита на один объект — один день.
Инспекторы могут проводить осмотр, опрос, запрашивать объяснения и требовать документы, которые должны быть у работодателя (п. 39, 40 Положения № 1230).
- Установлено, что в ходе выездной проверки инспекторы вправе проводить фото, аудио и видеосъемку с фиксацией даты, времени и места.
- Закреплено право работодателя-ИП обратиться с заявлением о переносе плановой проверки в случае его нетрудоспособности.
- Обращения и запросы работников, заявления граждан, юрлиц или ИП больше не могут служить основанием для назначения внеплановой проверки.
Что Проверяет трудовая инспекция, незаконная проверка гит
За что накажут инспектора: Провел проверку без распоряжения или без оснований, Не выдал акт проверки, Нарушил сроки проверки, Не согласовал проверку с прокуратурой. Наказание назначает мировой судья по ст. 19.6.1 КоАП РФ.
✅ Пишите нам, что вас интересует ? Мы быстро выложим актуальную и нужную вам информацию.
Нет распоряжения на проверку
Иногда инспекторы приходят в компанию без распоряжения. Они предъявляют удостоверения и просят документы по списку. Такие действия незаконны. Проверять компанию без распоряжения нельзя (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Инспектору грозит штраф по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, если он проведет проверку без распоряжения.
Пример, Инспектор провела проверку компании без распоряжения. Прокуратура выявила нарушение и направила материалы дела мировому судье на рассмотрение.
Инспектор утверждала, что имела право запрашивать документы, чтобы установить необходимые обстоятельства. Суд этот довод не принял. Он указал, что проверки можно проводить только при наличии распоряжений. В итоге суд оштрафовал инспектора по ч.
2 ст. 19.6.1 КоАП РФ (решение Пензенского областного суда от 14.01.2016 по делу № 12–5/2016).
Таким образом, если инспектор пришел к вам с проверкой без распоряжения, вы не обязаны пускать его на территорию и предъявлять документы. Если вы все же отдали документы и инспектор выписал вам предписание и штраф, оспаривайте их. Суд признает предписание и штраф незаконными.
В жалобе не указаны нарушения
Проверка незаконна, если у инспектора не было оснований ее проводить.
Например, работник выразил отношение к работодателю, но не жаловался на невыплату зарплаты, перевод на другое рабочее место или дисциплинарное взыскание.
Инспектор не имеет права проверять компанию, так как в жалобе не указаны конкретные нарушения. Если же работник лишь выразил недовольство работодателем или сетует на плохие условия жизни, то проверять компанию нельзя.
Превышены сроки проверки
Срок любой проверки трудовой инспекции не должен превышать 20 рабочих дней. Точный срок контрольных мероприятий указывается в распоряжении. Инспектор вправе закончить проверку и досрочно.
Также он имеет право ходатайствовать перед руководителем инспекции о продлении проверки. Например, если по уважительным причинам не смог оценить соответствие деятельности компании требованиям закона. Однако превышать срок проверки нельзя.
За такое нарушение инспектору грозит штраф.
Зачастую проверка, проводимая государственной инспекцией труда становится нелегким испытанием для руководителя и бухгалтера (в особенности, когда он ведет кадровый учет).
Варианты, при которых трудовая инспекция может нанести визит в организацию:
В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон № 294-ФЗ) достаточно подробно указаны основания для проведения проверки трудовой инспекцией или другими государственными органами. Основания подразделяются на 2 группы:
1) Для плановой проверки.
2) Для внеплановой проверки.
- Да, и это возможно в следующих случаях. Причем для проведения плановой проверки достаточно всего лишь одного основания:
- 1) со дня государственной регистрации определенного работодателя прошло три года .
- 2) с момента завершения последней плановой проверки прошло три года .
- 3) с начала фактического ведения работодателем предпринимательской деятельности прошло три года.
Частота проведения внеплановых трудовых проверок никак не регламентируется. Согласно Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.12 № 875, основанием для их проведения являются следующие обстоятельства:
- невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
- установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
- невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
- поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
- жалоба работника на нарушение трудовых прав;
- запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
- приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.
Согласно закону анонимные обращения не рассматриваются трудовой инспекцией. А значит работник обязан указывать в жалобе свои данные, а именно Фамилию, Имя, Отчество, адрес, а также телефонный номер.
Но в случае, когда заявитель хочет сохранить данные о себе в тайне (сделав соответствующую запись в заявлении), то инспекторы обязуются действовать конфиденциально. Это право закреплено в статье 358 ТК РФ.
Стоит отметить, что проверка организации должна быть проведена таким образом, чтобы никто не догадался с чей именно подачи она запланирована.
С полным перечнем полномочий инспекторами можно ознакомиться в пункте 13 Положения о надзоре за соблюдением трудового законодательства. утвержденного постановлением Правительства РФ №875 от 01.09.2012 г.
[q]
13. При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право:а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного «образца» посещать работодателей в целях проведения их проверки;б) запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными «законами» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составляют соответствующий акт;г) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;д) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
е) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения «требований» охраны труда;
ж) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;з) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с «законодательством» Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным «требованиям» охраны труда;
и) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
к) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
[/q]
Получить информацию о том, планируется ли в вашей организации проверка можно на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации — http://www.genproc.gov.ru/.
Для этого следует зайти в раздел «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2022 год».
Следует иметь ввиду, что согласно п.7 ст.9 Закона № 294-ФЗ Генеральная прокуратура имеет обязательство по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и должна размещать данный документ на своем сайте до 31 декабря текущего календарного года. Однако имейте ввиду, что это относится к плановым проверкам трудовой инспекции.
Как правило трудовая инспекция может затребовать в обязательном порядка следующие кадровые и документы трудового законодательства:
- Трудовой и коллективный договоры
- Трудовые книжки;
- Книги по учету и движению трудовых книжек;
- Личные карточки работников ;
- Штатное расписание;
- График отпусков и извещение о начале отпуска;
- График работы и Табель учета рабочего времени;
- Расчетные листки;
- Локальные акты. К обязательным локальным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ) и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ)
- Документы по охране труда;
- Приказы (распоряжения) работодателя;
- Документы по специальной оценке рабочих мест;
- Журналы инструктажей;
- Документы на оплату труда (платежные ведомости, лицевые счета работников и др.)
Кроме оригиналов вышеназванных документов следует предоставить и подтверждение того, что сотрудник с ними ознакомлен.
Утвержден новый регламент трудовых проверок
С 17 декабря 2019 года действует новый административный регламент, регулирующий порядок осуществления плановых и внеплановых трудовых проверок (утв. приказом Роструда от 23 августа 2019 г. N 234; зарегистрирован в Минюсте 05.12.19).
Теперь в регламенте приведен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть запрошены в ходе проверки.
В частности, сказано, что контролеры могут истребовать у организации или ИП документы, устанавливающие порядок индексации зарплаты, в том числе запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги.
Какие действия следует произвести в том случае, если у организации нет документов, требуемых трудовой инспекцией, во избежание штрафа?
Работодатель должен быть уведомлен о проведении внеплановой проверки не позднее чем за сутки до момента начала ее проведения. Но согласно ст.360 ТК РФ имеют место и проверки без уведомлений. Так что, если позволяет время, то следует максимально быстро заняться подготовкой и оформлением недостающих документов.
В организациях, которые применяют УСН, за кадровый учет довольно часто отвечает сам бухгалтер. Какие документы ему следует не забыть оформить?
Зачастую в небольших фирмах нет локальных актов (положение об оплате труда, премиальных актов, правила внутреннего трудового распорядка, положение о персональных данных работников и т. д.). А это и есть нарушение. Данные документы должны быть утверждены, даже если в организации по найму работает всего один человек.
✔ Трудовая инспекция занимается проверкой всех документов, касающихся кадровой работы и документов, которые связаны с охраной труда, независимо от величины предприятия и количества занятых работников.
Довольно часто не уделяется должное внимание соблюдению требований законодательства в отношении охраны труда. К примеру, у работодателей нет инструкций об охране труда или журналов регистрации инструктажа по охране труда.
Порой забывают и о проведении аттестации рабочих мест, а также обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, если в них есть необходимость.
Список документов, проверяемых трудовой инспекцией, является открытым.
Какие нарушения имеют место при оформлении трудовых договоров, Наиболее частые нарушения в кадровом учете?
Наиболее частыми нарушениями при проверке работы организации,— это отсутствие трудовых договоров в письменной форме или же неверное их оформление.
- Нарушениями будут признаны:
- 1) факт не указания в договоре размера заработной платы;
- 2) ссылка на штатное расписание без указания конкретного размера заработной платы;
- 3) отсутствие подписи работника о получении его экземпляра трудового договора, которая должна быть на экземпляре, который принадлежит работодателю.
Если работодатель заранее уведомлен о проверке со стороны трудовой инспекции, то он может заняться составлением графика отпусков до начала ее проведения. Отметим, что утвердить данный документ следует приказом руководителя от декабря прошлого года.
Имейте ввиду, что график отпусков должен быть утвержден за две недели до наступления календарного года. Эти правила указаны в ст.123 ТК РФ. Но вот на самом деле этот срок редко соблюдается.
Поэтому можно сделать график отпусков в летнее время, а утвердить его серединой декабря прошлого года.
Еще одна ситуация. Некоторым работникам, к примеру лицам до 18 лет, следует предоставлять отпуск в любое время по первому требованию (согласно Статьи 267 Трудового кодекса РФ). Есть ли необходимость в составлении графика отпусков на этих сотрудников?
Безусловно, в график отпусков необходимо включить всех сотрудников, а также имеющих право получения отпуска в подходящее для них время. Если, сотрудник захочет изменить указанную предварительно дату отпуска, то он может просто заранее подать заявление. Работодатель не имеет права отказать работнику в данном вопросе.
Действительно ли работник должен быть извещен под роспись об отпуске не позднее чем за две недели до его начала?
Да, это так, о чем свидетельствует ст.123 ТК РФ. Работодатель должен иметь подтверждение этого извещения. Но зачастую такого документа у него нет. А это уже нарушение. Также работодатели довольно часто нарушают сроки выплаты отпускных. Согласно ст. 136 Трудового Кодекса РФ оплата отпуска должна производиться не позднее чем за три календарных дня до его начала.
Может ли инспекторов заинтересовать то, как работники делят свой отпуск на части?
Ежегодный основной отпуск должен быть не меньше 28 календарных дней, установленных законом. Об этом говорится в ст.115 ТК РФ. При делении отпуска по заявлению работника, одна его часть не должна быть меньше 14 дней, согласно ст.125 ТК РФ. А значит, Когда вы предоставляете работникам отпуск работникам отпуск частями, проверьте, чтобы хотя бы одна из частей была не меньше 14 календарных дней.
Сумма заработной платы должна быть прописана в трудовом договоре.
Может ли размер зарплаты быть предметом проверки?
В статье 133 ТК РФ сказано, что заработная плата, которая начислена за отработанный месяц, не может быть ниже федерального МРОТ. С 1 января 2015 года он равен 5965 руб. Если же в регионе заключено и опубликовано соглашение о региональном МРОТ, который выше федерального, то выплата зарплаты ниже регионального МРОТ будет являться нарушением.
Должен ли быть указан размер зарплаты именно в рублях?
Безусловно, в трудовом договоре нельзя прописывать сумму заработной платы в иностранной валюте.
Сколько раз в месяц сотрудник должен получать заработную плату?
Согласно ст.136 ТК РФ выплата заработной платы должна производиться не реже 1 раза в полмесяца. Согласно письму Роструда №472-6-0 от 01.03.2007 г. заявление работника о согласии получать оклад один раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности.