Правовые полномочия директора школы

Время чтения: 4 минут(ы)

Должностная инструкция директора школы по ФГОС является важнейшим документом, регламентирующим обязанности, права и ответственность сотрудника. Данный пост предполагает высокий уровень ответственности и квалификации работника, поэтому крайне важно правильно подобрать кандидата и составить для него должностную инструкцию.

Правовые полномочия директора школы

Как составить: общие положения

В «Общих положениях» инструкции содержатся сведения о должности руководителя образовательного учреждения. В данной части документа прописываются все необходимые квалификационные требования, положение сотрудника в учреждении и условия его работы.

По новому закону об образовании должностная инструкция директора школы должна быть составлена на основе приказа Минобразования РФ и Госкомвуза РФ №463/1268, а также рекомендаций системы Министерства образования РФ по охране труда №92.

Директор назначается на данную должность и освобождается начальником управления образования. В случае отсутствия сотрудника на рабочем месте, все права и обязанности временно переходят его заместителю. Как правило, этим должностным лицом является завуч по учебно-воспитательной работе.

Обязательными требованиями к претенденту на данную должность являются: высшее профессиональное образование, успешно пройденная аттестация и стаж работы в сфере педагогики не менее пяти лет.

Совмещать с другими руководящими должностями обязанности директора школы запрещено.

Руководитель на данной должности имеет контроль над всеми сотрудниками учреждения и подчиняется только Министерству образования. Иными словами, директор имеет право давать указания и распоряжения всему персоналу, при этом любой приказ будет являться обязательным для исполнения. Также директор вправе признать недействительным распоряжение любого другого сотрудника.

Руководствоваться в своей работе директор школы должен:

  • законодательством РФ;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • уставом учреждения;
  • трудовым договором;
  • действующей должностной инструкцией.

Должностные обязанности: на что имеет право директор школы и его ответственность

Следующим разделом необходимо указать функции директора. Как и на любой руководящей должности, основными направлениями является:

  • организация продуктивной работы сотрудников;
  • контроль соблюдения правил безопасности;
  • организация административно-хозяйственной работы.

В данном разделе следует указывать все задачи, которые должны выполняться директором школы.

Чем подробнее составлена инструкция, тем качественнее будет работа директора.

В основные должностные обязанности данного сотрудника входит:

  • общее управление образовательным учреждением;
  • определение целей и задач учреждения на определенный период;
  • составление плана работы;
  • разработка и утверждение должностных инструкций, трудовых договоров, внутреннего распорядка и других документов для сотрудников и учащихся школы;
  • утверждение годовых учебных графиков и расписаний;
  • решение финансовых, хозяйственных, методических и других проблем и вопросов, возникающих в процессе работы;
  • контроль и улучшение качества работы всех подчиненных;
  • поиск и отбор новых сотрудников;
  • предоставление возможности повышения квалификации для каждого работника;
  • контроль качества знаний, предоставляемых педагогами;
  • предоставление необходимых условий работы сотрудникам.

В то же время директор школы вправе:

  • издавать приказы и распоряжения;
  • привлекать к ответственности сотрудников и обучающихся при невыполнении их обязанностей;
  • поощрять сотрудников и обучающихся;
  • открывать счета в банках от лица школы;
  • контролировать процесс обучения;
  • вносить изменения в устав, внутренний распорядок, график и расписание учреждения.

Права директора помогают ему в исполнении своих должностных обязанностей. Однако есть и раздел, который сдерживает полномочия руководителя. Директор несет ответственность за:

  • качество предоставляемых школой знаний;
  • образовательные программы, которые проводятся внутри школы;
  • соблюдение прав учащихся и учителей;
  • осуществление приказов Министерства образования;
  • соблюдение правил должностной инструкции;
  • контроль методов воспитания в пределах учреждения;
  • контроль соблюдения правил безопасности;
  • сохранность имущества и финансов школы.

Образцы должностной инструкции директора школы

Типовая

Скачать пример типовой инструкции по ФГОС вы можете здесь: https://yadi.sk/i/AicNJg1X3TyxQ2

Правовые полномочия директора школы

Спортивной

Образец документа для руководителя спортивной школы олимпийского резерва мы разместили по следующему адресу: https://yadi.sk/d/-zLb7W6m3Tyyz7

Правовые полномочия директора школы

Музыкальной

Чтобы найти инструкцию для директора музыкальной школы, нажмите сюда: https://yadi.sk/d/vWmj-AL23Tyz88

Правовые полномочия директора школы

Воскресной

Пример должностной инструкции для главы воскресной школы: https://yadi.sk/i/iZ-f1g8B3TyzJR

Правовые полномочия директора школы

Школы-интерната

В таких учреждениях используются инструкции следующего типа: https://yadi.sk/i/UeVhjWrT3TyzRT

Правовые полномочия директора школы

Детской школы искусств

С бланком документа для ДШИ вы можете ознакомиться по этой ссылке: https://yadi.sk/i/-aGdT7bY3TyzcV

Правовые полномочия директора школы

По пожарной безопасности

Должностные обязанности директора по пожарной безопасности изложены здесь: https://yadi.sk/i/x8rL0Vm-3Tz22P

Правовые полномочия директора школы

Заместителя директора

Инструкция замдиректора школы: https://yadi.sk/i/gnEM0zg53Tz28B

Правовые полномочия директора школы

Нарушение любого из пунктов инструкции рассматривается, как нарушение трудовой дисциплины. В особо серьезных случаях это может стать причиной увольнения и привлечения к административной, гражданской или уголовной ответственности.

Таким образом, должностная инструкция является важнейшим документом, от которого зависит качество работы директора, поэтому необходимо ответственно подходить к составлению данного документа.

Какие полномочия директора школы и наказание за превышение полномочии

Правовые полномочия директора школы

  • Содержание
  • Функциональные обязанности директора средней школы
  • За что отвечает директор средней школы
  • Что делать в случае превышения полномочий директором

Пост директора школы считают ответственной и серьезной должностью в педагогической сфере. Такой руководитель образовательного заведения является профессиональным работником, который имеет соответствующий опыт.

Перечень полномочий директора средней школы указывают в его должностной инструкции. Ниже в статье рассмотрены основные обязанности руководителя подобного учебного учреждения.

Функциональные обязанности директора средней школы

Основными обязанностями директора средней школы считают общее руководство образовательным заведением и обеспечение конкретных условий для организации ежедневной педагогической деятельности.

В этой ситуации по утвержденной должностной инструкции выполняют следующие действия:

  • руководят средней школой и педсоветом, а также координируют учебные и воспитательные рабочие процессы в образовательном заведении;
  • организуют хозяйственную и административную деятельность;
  • обеспечивают реализацию разнообразных стандартов ФГОС;
  • утверждают учебные планы и календарные графики на год;
  • в рамках своих полномочий контролируют выполнение учителями образовательных различных программ;
  • утверждают Устав общеобразовательного государственного учреждения, правила официального внутреннего распорядка и другие локальные акты;
  • выполняют официальное утверждение учебного ежегодного расписания, графика работы и отпусков учителей, тарификационных конкретных списков;
  • в рамках своих полномочий утверждают определенную структуру и штатное расписание средней школы;
  • определяют и утверждают стратегию, задачи и цели, при применении которых осуществляют дальнейшую работу образовательного заведения;
  • подбирают и трудоустраивают в среднюю школу новых работников — учителей, завхоза, охранников, уборщиц и др.;
  • контролируют трудовую деятельность школьного персонала;
  • формируют контингент учеников — утверждают наборы в 1 класс;
  • в рамках своих полномочий контролируют качество знаний и поведение учащихся;
  • следят за организацией внеклассной и внешкольной работы;
  • организуют плодотворное сотрудничество персонала образовательного заведения с родительским школьным комитетом и родителями учеников;
  • обеспечивают правильное ведение делопроизводства (оформление разнообразных документов);
  • контролируют своевременное составление бухгалтерской, управленческой и налоговой отчетности;
  • создают необходимые условия для карьерного роста и ежегодного повышения квалификации педагогических работников среднего образования;
  • обеспечивают эффективное и регулярное взаимодействие с общественностью и местными муниципалитетами;
  • следят за целевым расходованием средств из бюджета и денег, которые поступают от иных источников;
  • обеспечивают закупку новых, учет и сохранность устаревших учебных методических пособий, документации и материалов;
  • оперативно решают различные административные, кадровые, финансовые и иные текущие вопросы;
  • осуществляют делегирование определенных полномочий завучу школы;
  • награждают и поощряют учителей и иных сотрудников образовательного заведения за отличие в работе;
  • штрафуют школьный персонал за конкретные нарушения во время проведения уроков (в пределах должностных полномочий);
  • несут ответственность за соблюдение педагогическим и иным трудовым коллективом требований по пожаробезопасности, различных правил техники безопасности и др.
Читайте также:  Нужно ли платить взносы за капитальный ремонт, если не заключен договор с региональным оператором? Можно ли отказаться?

Вышеприведенные должностные обязанности директора средней школы существенно дополняют в Уставе образовательного заведения. На этом посту также контролируют деятельность ученического самоуправления, своевременное проведение профориентации и др.

Важно! При формировании должностной инструкции для директора средней школы используют соответствующий раздел квалификационного справочника из Приказа Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26 августа 2010 г. и ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г (далее – Закон № 273-ФЗ).

За что отвечает директор средней школы

Директора средних школ отвечает за такие действия:

  • предоставление качественного обучения — строгое выполнение всех образовательных программ по учебному плану и графику проведения уроков. В этой ситуации комплектуют новые классы и трудоустраивают новых учителей и иных работников, которые имеют соответствующую квалификацию;
  • обеспечение охраны и здоровья учеников во время проведения уроков (ст. 41 Закона № 273-ФЗ);
  • соблюдение разнообразных прав и личных свобод школьников (ст. 34 Закона № 273-ФЗ);
  • организацию питания учеников. В этом случае вводят продолжительные перемены для питания обучающихся и др.

Внимание! Согласно п. 8 ст. 51 ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г., за все вышеприведенные действия отвечает директор средней школы как должностное лицо в соответствии с этим законом и школьным Уставом.

 Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Что делать в случае превышения полномочий директором

Превышение должностных полномочий считают нарушением прав и законных интересов граждан РФ. В этой ситуации руководители школ используют свои служебные обязанности в личных корыстных целях.

Пример!

Школьный директор, исходя из личной заинтересованности, отказывается преподавать ученикам конкретный предмет. В этой ситуации он дает учителям устные указания о выставлении оценок школьникам без фактического проведения занятий. Такое поведение считают уголовно наказуемым деянием.

Важно! При превышении директором своих должностных полномочий подают заявление в местную прокуратуру. До подачи заявки собирают показания свидетелей (учеников и их родителей) и различные подтверждающие документы — справки, счета о расходах, заключения независимых экспертиз.

Согласно ст. 286 УК РФ, за превышение должностных полномочий директора средней школы привлекают к одной из нижеприведенных мер уголовной ответственности:

  1. Штрафуют на 80 000 руб. как максимум или выписывают штраф в размере зарплаты, которую начисляют за полгода.
  2. Лишают права находиться на должности руководителя образовательного заведения на протяжении 5 лет.
  3. Привлекают к выполнению принудительных разнообразных работ на срок до 4 лет.
  4. Осуществляют арест на 4-6 мес.
  5. Сажают в тюрьму на 4 года как максимум.

В заявлении в прокуратуру излагают только неправомерность конкретных действий директора средней школы в отношении школьников. Все остальные факты выявляют во время официального прокурорского расследования.

Образец должностной инструкции директора школы в 2021-2022 году

Должностная инструкция директора школы – это документ, в котором перечислены обязанности, права и меры наказания за нарушения руководителя учебного заведения.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции директора школы .doc

Образец должностной инструкции директора школы

  1. Данный документ регламентирует деятельность, права, ответственность руководителя учебного заведения (средней муниципальной школы).
  2. Приказы, указания и распоряжения директору дает руководитель Управления образования.

  3. Соответствующий образовательный уровень директора должен подтверждаться дипломами о высшем профессиональном образовании соответствующего профиля и по направлениям:
    • системы управления – государственные и муниципальные;
    • основы эффективного управления производством или организацией в условиях рыночной экономики;
    • управление персоналом.
  4. Необходим педагогический стаж от пяти лет.
  5. Также возможно наличие у кандидата дипломов о высшем профильном образовании и сертификатов о полученной дополнительной подготовке в областях:
    • государственные и муниципальные системы управления;
    • контроль социально-экономических систем;
    • управление организацией.
  6. Кандидат на должность принимается на работу и увольняется по приказу руководства Управления образованием.

  7. Функционал лица, занимающего должность директора, реализуется в рамках:
    • устава, принятого для учебных заведений данной категории;
    • внутреннего порядка, режима работы;
    • распоряжений и указаний Управления образования;
    • пунктов, перечисленных здесь;
    • правил и норм, предусмотренных законодательством;
    • гигиенических требований;
    • правил противопожарной безопасности.
  8. Директор должен владеть актуальной информацией и разбираться в темах и вопросах:
    • основные тенденции дальнейшего развития принципов и систем образования молодого поколения страны;
    • нормы и положения законов об образовательной системе, интеллектуального и физкультурно-спортивного развития;
    • современные методики преподавания, педагогика – в теории и применительно к практическому использованию;
    • нормы прав детей, принятых Конвенцией;
    • психология в целом, основные тенденции развития науки, психология ребенка;
    • физиология ребенка, санитария и гигиена;
    • теоретические основы и методики руководства;
    • последние разработки в направлении формирования у обучаемых высокого уровня многогранной и всесторонней подготовки и компетентности;
    • основные тенденции в развитии методологии, теории и практические методики обучения, развития с точки зрения максимальной эффективности.
  9. Директор должен владеть навыками и высокой способностью:
    • убеждать, обоснованно аргументировать свою позицию и точку зрения;
    • легко устанавливать контакт с детьми, подростками, а также с родителями учеников и коллегами;
    • анализировать и выявлять причины конфликтов, проводить мероприятия по их мирному разрешению и предупреждению;
    • работать с основными программами для набора и обработки текстов, владеть расчетами в таблицах, ориентироваться в базах, разбираться в браузерах и компьютерном оборудовании.
  10. Требуются знания в следующих областях:
    • основы бухгалтерии, актуальная экономика;
    • организация материальной стороны жизни школы, ведение хозяйственной части;
    • постановления и положения официальных документов, имеющие отношение к деятельности учебных заведений и управлению организациями, коллективами различного уровня (нормативные акты из сводов законов государства);
    • управление сотрудниками различных категорий и профессий;
    • управление проектами в основной части.
  11. Лицо, выполняющее обязанности директора в его отсутствие: _____________ (указание должности).

Обязанностью директора является грамотное осуществление руководства школой в полном соответствии с законами, постановлениями и уставом, которое выражается в выполнении ряда действий, перечисленных ниже:

  1. Обеспечивает движение и функционирование школы, которые выражаются в активной, планомерно организованной воспитательной работе, усилиях по интеллектуальному развитию детей, а также отлаженной деятельности административно-хозяйственного отдела.
  2. Решает возникающие вопросы по всем делам учебного заведения в соответствии с принятыми уставами, правилами и пунктами распорядка школы.
  3. Организовывает работу таким образом, чтобы максимально обеспечить реализацию госстандарта образования и требований, зафиксированных в нормативных актах.
  4. Обеспечивает все необходимые условия для здоровья и благополучия учащихся, соблюдения их прав, совокупно с правами учителей, преподавателей и остального персонала в рамках законов РФ.
  5. Формирует стратегический план развития школы, выполнение задач, разрабатывает кратковременные и перспективные проекты и планы.
  6. Обеспечивает активность школы, ее успешное участие в мероприятиях, конкурсах, проектах районного, городского регионального и государственного значения.
  7. Контролирует следование правилам, принятым в отношении процессов планомерной работы с детьми, итогов и результатов обучения и иного проявления активности школы в деле воспитания и качественного образования детей.
  8. Разрабатывает стратегию работы, направленной на эффективное повышение показателей успешности работы, а также контролирует справедливость оценок и итогов обучения учащихся.
  9. Формирует предпосылки и условия для применения передовых технологий и методик в преподавании и воспитательной работе.
  10. Создает условия, поддерживает инициативность учителей и сотрудников в направлении повышения их собственного уровня – для высокой результативности образовательного процесса.
  11. Формирует и поддерживает оптимальные, психологически комфортные взаимоотношения в подчиненном коллективе.
  12. Осуществляет разработку комплекса мер по:
    • поощрению сотрудников – деньгами, бонусами и материальными призами;
    • поддержанию престижа учителей;
    • развитию дисциплинированности и ответственности коллектива.
  13. Распоряжается бюджетом, контролирует правильность и обоснованность расходов, разумно экономит.
  14. Правильно и обоснованно разделяет средства, предназначенные для оплаты работы коллектива с учетом выплаты оклада и поощрительной части. Контролирует назначение заработных плат соответственно ставкам, а также выдачу надбавок, доплат. Обеспечивает своевременные выплаты согласно принятым в подписанных членами коллектива договорах условиям.
  15. Составляет и утверждает состав штата, осуществляет подбор кадров и расстановку по позициям и вакансиям.
  16. Помогает коллективу постоянно совершенствоваться и расти профессионально.
  17. Уделяет внимание подбору, поиску достойных кадров. Принимает меры по созданию кадрового резерва на случай возникновения вакантных должностей.
  18. Обеспечивает надлежащие меры к тому, чтобы все – коллектив педагогов, технический персонал и учащиеся – соблюдали правила безопасности, нормы охраны труда.
  19. Способствует созданию благоприятных условий для возникновения желания у коллектива и реальной возможности принимать участие в управлении жизнью учебного заведения.
  20. Составляет, принимает и запускает в действие внутренние документы, соответствующие правовым нормам, по вопросам компенсаций и оплат, другим важным вопросам, с учетом точки зрения коллектива и представительного органа работников.
  21. Создает скоординированную систему взаимодействия всех подразделений школы.
  22. Реализует возможности для взаимодействия в различных формах с представителями и органами государственной власти, общественными организациями, а также родителями учеников.
  23. Является полномочным представителем учебного заведения на всех уровнях, при взаимодействии с общественными организациями, органами госструктуры, комитетами, любого уровня.
  24. Поддерживает молодежные, детские, учительские, родительские союзы и объединения.
  25. Контролирует состояние финансовой базы, ведет учет дополнительных источников денежных и иных средств.
  26. Следит за ведением документации.
  27. Обеспечивает ежегодное написание и предоставление в управление образования доклада о достижениях школы за период, а также приходно-расходного отчета.
  28. Вместе с Советом школы и организациями воспитательно-образовательного профиля проводит проектирование, разработку проектов развития школы, развивает пути их осуществления и реализует воплощение намеченных планов по направлениям:
    • программы гармоничного развития интеллекта в процессе обучения в школе;
    • программы дополнительных курсов, семинаров;
    • графики обучения, планы и объемы;
    • школьные и внешкольные дисциплины;
    • устав и порядок проведения деятельности в рамках заведения.
Читайте также:  Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке?

Права

Лицу, занимающему должность руководителя, предоставляется право:

  • требовать выполнения своих распоряжений, приказов и указаний;
  • получать информацию о проектах Управления образованием, имеющую отношение к школе;
  • вносить предложения, составлять проекты на темы школы и своего функционала;
  • всегда быть в курсе основных служебных новостей.

Ответственность

На руководителя возлагаются санкции и меры пресечения в следующих ситуациях:

  1. Некачественное или неполное выполнение действий, перечисленных выше – в соответствии с мерами, предусмотренными ТК.
  2. Правонарушения, произошедшие во время трудового процесса – в рамках, указанных административным, гражданским и уголовным сводами законов РФ.
  3. Возникший материальный ущерб – по законам, принятым по направлению нарушения.

Условия работы

  • Режим работы директора определяется уставом, распорядком школы и внутренними правилами.
  • Дата ___________________.
  • Данная инструкция разработана _________________ (лицо или отдел, разработавший документ).
  • Согласовано _________________ (представитель юридического отдела).
  • С инструкцией ознакомлен _____________ (подпись директора).

Пояснения к документу

Составление такого документа важно для кандидата на должность директора и педагогического коллектива. Директор сразу видит свой круг обязанностей, а коллектив понимает, по каким вопросам можно обращаться к руководству.

Важно и то, что при наличии жалоб и претензий можно будет рассматривать вероятность вины директора в приложении к его прописанным обязанностям.

Оформление

Унифицированной формы нет, однако при составлении документа применяются общие стандарты руководящих должностей. Ориентиром может быть квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов.

Документ составляется отделами управления по образованию, согласовывается с кадровиками и юристами.

Разделы

Документ состоит из 5 частей, при необходимости количество разделов может уменьшаться или увеличиваться.

Обязательно включается раздел «Общие положения», в которых освещаются основные требования к кандидату. Также перечисляются законы, которые обязательно должен знать директор, навыки (например, умение работать с текстами, базами, таблицами), а также знание основных теорий, наук, которые имеют отношение к работе.

В этом разделе указывается лицо, которое является непосредственным руководителем директора, а также лицо, исполняющее его обязанности во время отъезда или отсутствия.

Должностные обязанности — это объемный отдел, который следует написать как можно полнее и подробнее.

Присутствует указание на права, которыми наделяется директор для исполнения своих обязанностей. Подробно указываются права на взаимодействие с руководством и в целях улучшения работы.

Ответственность — здесь перечисляются возможные нарушения, а также указывается, что санкции, которые применяются соответственно проступку, должны соответствовать закону.

Следующий пункт — условия работы. Если есть конкретные особенности, их следует также указать.

Документ согласовывается с юридическим отделом, о чем свидетельствует подпись руководителя, а также ставится подпись самого кандидата после ознакомления. Документ датируется, используется без заверения печатью.

Скачать документна сайте Ассистентус

Официальный сайт отдела образования г. Павлодар — Рафика Нұртазина атындағы ЖОМ — Должностные обязанности директора школы

Должностные обязанности директора школы

Должностные обязанности директора школы.

Руководит деятельностью организации образования в соответствии с ее уставом и другими нормативными правовыми актами. Организует реализацию государственных общеобязательных стандартов образования совместно с педагогическими и методическими советами. Утверждает план работы, рабочие планы и программы.

Обеспечивает всеобщее обязательное обучение детей по закрепленному участку в соответствии с законом всеобуча. Организует и совершенствует научно-методическую и материально-техническую базу учебно-воспитательного процесса. Организует и совершенствует методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Обеспечивает развитие современных информационных технологий. Содействует деятельности учительских (педагогических) организаций, методических объединений, детских организаций. Формирует контингент учащихся, воспитанников в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, обеспечивает социальную защиту учащихся и воспитанников.

Защищает законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные, трудовые и другие) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимает меры по созданию им условий для поддержания родственных связей. Обеспечивает условия содержания и проживания воспитанников и обучающихся не ниже установленных норм.

Создает необходимые условия безопасности жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) и работников организации образования во время учебно-образовательного процесса. Организует работу и контроль по обеспечению питанием и медицинским обслуживанием учащихся в целях охраны и укрепления их здоровья.

Распоряжается имуществом и средствами организации образования в пределах установленных законодательством, представляет ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств учредителей.

      Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы в соответствии с нормативными требованиями, отвечает за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности.

      Осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров и вспомогательного персонала, утверждает структуру управления, штатное расписание и должностные инструкции работников, создает условия для повышения их профессионального мастерства. Руководит педагогическим советом. Проводит в установленном порядке аттестацию работников. Представляет учителей и других работников организации образования, особо отличившихся в труде, к поощрениям и наградам, налагает взыскания в пределах своей компетенции.

      Осуществляет связь с общественностью, координирует работу с родителями (лицами, их заменяющими). Представляет организацию образования в государственных и иных организациях, обеспечивает подготовку и представление необходимой отчетности.

Читайте также:  Использование светодиодных ламп в автомобиле

       Должен знать:

Конституцию Республики Казахстан, законы Республики Казахстан » Об образовании «, » О языках в Республике Казахстан «, » О правах ребенка в Республике Казахстан «, » О борьбе с коррупцией «, » О браке и семье «, » О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту «, » О специальных социальных услугах «, » О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями «, » О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности » и другие нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования; основы педагогики и психологии; государственные общеобязательные стандарты образования; достижения педагогической науки и практики; основы менеджмента, финансово-хозяйственной деятельности, законодательства о труде, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; санитарные правила и нормы.        Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы в организациях образования не менее 5 лет.

Классный руководитель: функции, права и обязанности

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности.

Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя 642.5 КБ
  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям 634.1 КБ

Скачать

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.