Время чтения: 4 минут(ы)
Должностная инструкция директора школы по ФГОС является важнейшим документом, регламентирующим обязанности, права и ответственность сотрудника. Данный пост предполагает высокий уровень ответственности и квалификации работника, поэтому крайне важно правильно подобрать кандидата и составить для него должностную инструкцию.
Как составить: общие положения
В «Общих положениях» инструкции содержатся сведения о должности руководителя образовательного учреждения. В данной части документа прописываются все необходимые квалификационные требования, положение сотрудника в учреждении и условия его работы.
По новому закону об образовании должностная инструкция директора школы должна быть составлена на основе приказа Минобразования РФ и Госкомвуза РФ №463/1268, а также рекомендаций системы Министерства образования РФ по охране труда №92.
Директор назначается на данную должность и освобождается начальником управления образования. В случае отсутствия сотрудника на рабочем месте, все права и обязанности временно переходят его заместителю. Как правило, этим должностным лицом является завуч по учебно-воспитательной работе.
Обязательными требованиями к претенденту на данную должность являются: высшее профессиональное образование, успешно пройденная аттестация и стаж работы в сфере педагогики не менее пяти лет.
Совмещать с другими руководящими должностями обязанности директора школы запрещено.
Руководитель на данной должности имеет контроль над всеми сотрудниками учреждения и подчиняется только Министерству образования. Иными словами, директор имеет право давать указания и распоряжения всему персоналу, при этом любой приказ будет являться обязательным для исполнения. Также директор вправе признать недействительным распоряжение любого другого сотрудника.
Руководствоваться в своей работе директор школы должен:
- законодательством РФ;
- Конвенцией о правах ребенка;
- уставом учреждения;
- трудовым договором;
- действующей должностной инструкцией.
Должностные обязанности: на что имеет право директор школы и его ответственность
Следующим разделом необходимо указать функции директора. Как и на любой руководящей должности, основными направлениями является:
- организация продуктивной работы сотрудников;
- контроль соблюдения правил безопасности;
- организация административно-хозяйственной работы.
В данном разделе следует указывать все задачи, которые должны выполняться директором школы.
Чем подробнее составлена инструкция, тем качественнее будет работа директора.
В основные должностные обязанности данного сотрудника входит:
- общее управление образовательным учреждением;
- определение целей и задач учреждения на определенный период;
- составление плана работы;
- разработка и утверждение должностных инструкций, трудовых договоров, внутреннего распорядка и других документов для сотрудников и учащихся школы;
- утверждение годовых учебных графиков и расписаний;
- решение финансовых, хозяйственных, методических и других проблем и вопросов, возникающих в процессе работы;
- контроль и улучшение качества работы всех подчиненных;
- поиск и отбор новых сотрудников;
- предоставление возможности повышения квалификации для каждого работника;
- контроль качества знаний, предоставляемых педагогами;
- предоставление необходимых условий работы сотрудникам.
В то же время директор школы вправе:
- издавать приказы и распоряжения;
- привлекать к ответственности сотрудников и обучающихся при невыполнении их обязанностей;
- поощрять сотрудников и обучающихся;
- открывать счета в банках от лица школы;
- контролировать процесс обучения;
- вносить изменения в устав, внутренний распорядок, график и расписание учреждения.
Права директора помогают ему в исполнении своих должностных обязанностей. Однако есть и раздел, который сдерживает полномочия руководителя. Директор несет ответственность за:
- качество предоставляемых школой знаний;
- образовательные программы, которые проводятся внутри школы;
- соблюдение прав учащихся и учителей;
- осуществление приказов Министерства образования;
- соблюдение правил должностной инструкции;
- контроль методов воспитания в пределах учреждения;
- контроль соблюдения правил безопасности;
- сохранность имущества и финансов школы.
Образцы должностной инструкции директора школы
Типовая
Скачать пример типовой инструкции по ФГОС вы можете здесь: https://yadi.sk/i/AicNJg1X3TyxQ2
Спортивной
Образец документа для руководителя спортивной школы олимпийского резерва мы разместили по следующему адресу: https://yadi.sk/d/-zLb7W6m3Tyyz7
Музыкальной
Чтобы найти инструкцию для директора музыкальной школы, нажмите сюда: https://yadi.sk/d/vWmj-AL23Tyz88
Воскресной
Пример должностной инструкции для главы воскресной школы: https://yadi.sk/i/iZ-f1g8B3TyzJR
Школы-интерната
В таких учреждениях используются инструкции следующего типа: https://yadi.sk/i/UeVhjWrT3TyzRT
Детской школы искусств
С бланком документа для ДШИ вы можете ознакомиться по этой ссылке: https://yadi.sk/i/-aGdT7bY3TyzcV
По пожарной безопасности
Должностные обязанности директора по пожарной безопасности изложены здесь: https://yadi.sk/i/x8rL0Vm-3Tz22P
Заместителя директора
Инструкция замдиректора школы: https://yadi.sk/i/gnEM0zg53Tz28B
Нарушение любого из пунктов инструкции рассматривается, как нарушение трудовой дисциплины. В особо серьезных случаях это может стать причиной увольнения и привлечения к административной, гражданской или уголовной ответственности.
Таким образом, должностная инструкция является важнейшим документом, от которого зависит качество работы директора, поэтому необходимо ответственно подходить к составлению данного документа.
Какие полномочия директора школы и наказание за превышение полномочии
- Содержание
- Функциональные обязанности директора средней школы
- За что отвечает директор средней школы
- Что делать в случае превышения полномочий директором
Пост директора школы считают ответственной и серьезной должностью в педагогической сфере. Такой руководитель образовательного заведения является профессиональным работником, который имеет соответствующий опыт.
Перечень полномочий директора средней школы указывают в его должностной инструкции. Ниже в статье рассмотрены основные обязанности руководителя подобного учебного учреждения.
Функциональные обязанности директора средней школы
Основными обязанностями директора средней школы считают общее руководство образовательным заведением и обеспечение конкретных условий для организации ежедневной педагогической деятельности.
В этой ситуации по утвержденной должностной инструкции выполняют следующие действия:
- руководят средней школой и педсоветом, а также координируют учебные и воспитательные рабочие процессы в образовательном заведении;
- организуют хозяйственную и административную деятельность;
- обеспечивают реализацию разнообразных стандартов ФГОС;
- утверждают учебные планы и календарные графики на год;
- в рамках своих полномочий контролируют выполнение учителями образовательных различных программ;
- утверждают Устав общеобразовательного государственного учреждения, правила официального внутреннего распорядка и другие локальные акты;
- выполняют официальное утверждение учебного ежегодного расписания, графика работы и отпусков учителей, тарификационных конкретных списков;
- в рамках своих полномочий утверждают определенную структуру и штатное расписание средней школы;
- определяют и утверждают стратегию, задачи и цели, при применении которых осуществляют дальнейшую работу образовательного заведения;
- подбирают и трудоустраивают в среднюю школу новых работников — учителей, завхоза, охранников, уборщиц и др.;
- контролируют трудовую деятельность школьного персонала;
- формируют контингент учеников — утверждают наборы в 1 класс;
- в рамках своих полномочий контролируют качество знаний и поведение учащихся;
- следят за организацией внеклассной и внешкольной работы;
- организуют плодотворное сотрудничество персонала образовательного заведения с родительским школьным комитетом и родителями учеников;
- обеспечивают правильное ведение делопроизводства (оформление разнообразных документов);
- контролируют своевременное составление бухгалтерской, управленческой и налоговой отчетности;
- создают необходимые условия для карьерного роста и ежегодного повышения квалификации педагогических работников среднего образования;
- обеспечивают эффективное и регулярное взаимодействие с общественностью и местными муниципалитетами;
- следят за целевым расходованием средств из бюджета и денег, которые поступают от иных источников;
- обеспечивают закупку новых, учет и сохранность устаревших учебных методических пособий, документации и материалов;
- оперативно решают различные административные, кадровые, финансовые и иные текущие вопросы;
- осуществляют делегирование определенных полномочий завучу школы;
- награждают и поощряют учителей и иных сотрудников образовательного заведения за отличие в работе;
- штрафуют школьный персонал за конкретные нарушения во время проведения уроков (в пределах должностных полномочий);
- несут ответственность за соблюдение педагогическим и иным трудовым коллективом требований по пожаробезопасности, различных правил техники безопасности и др.
Вышеприведенные должностные обязанности директора средней школы существенно дополняют в Уставе образовательного заведения. На этом посту также контролируют деятельность ученического самоуправления, своевременное проведение профориентации и др.
Важно! При формировании должностной инструкции для директора средней школы используют соответствующий раздел квалификационного справочника из Приказа Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26 августа 2010 г. и ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г (далее – Закон № 273-ФЗ).
За что отвечает директор средней школы
Директора средних школ отвечает за такие действия:
- предоставление качественного обучения — строгое выполнение всех образовательных программ по учебному плану и графику проведения уроков. В этой ситуации комплектуют новые классы и трудоустраивают новых учителей и иных работников, которые имеют соответствующую квалификацию;
- обеспечение охраны и здоровья учеников во время проведения уроков (ст. 41 Закона № 273-ФЗ);
- соблюдение разнообразных прав и личных свобод школьников (ст. 34 Закона № 273-ФЗ);
- организацию питания учеников. В этом случае вводят продолжительные перемены для питания обучающихся и др.
Внимание! Согласно п. 8 ст. 51 ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г., за все вышеприведенные действия отвечает директор средней школы как должностное лицо в соответствии с этим законом и школьным Уставом.
Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов
Что делать в случае превышения полномочий директором
Превышение должностных полномочий считают нарушением прав и законных интересов граждан РФ. В этой ситуации руководители школ используют свои служебные обязанности в личных корыстных целях.
Пример!
Школьный директор, исходя из личной заинтересованности, отказывается преподавать ученикам конкретный предмет. В этой ситуации он дает учителям устные указания о выставлении оценок школьникам без фактического проведения занятий. Такое поведение считают уголовно наказуемым деянием.
Важно! При превышении директором своих должностных полномочий подают заявление в местную прокуратуру. До подачи заявки собирают показания свидетелей (учеников и их родителей) и различные подтверждающие документы — справки, счета о расходах, заключения независимых экспертиз.
Согласно ст. 286 УК РФ, за превышение должностных полномочий директора средней школы привлекают к одной из нижеприведенных мер уголовной ответственности:
- Штрафуют на 80 000 руб. как максимум или выписывают штраф в размере зарплаты, которую начисляют за полгода.
- Лишают права находиться на должности руководителя образовательного заведения на протяжении 5 лет.
- Привлекают к выполнению принудительных разнообразных работ на срок до 4 лет.
- Осуществляют арест на 4-6 мес.
- Сажают в тюрьму на 4 года как максимум.
В заявлении в прокуратуру излагают только неправомерность конкретных действий директора средней школы в отношении школьников. Все остальные факты выявляют во время официального прокурорского расследования.
Образец должностной инструкции директора школы в 2021-2022 году
Должностная инструкция директора школы – это документ, в котором перечислены обязанности, права и меры наказания за нарушения руководителя учебного заведения.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции директора школы .doc
Образец должностной инструкции директора школы
- Данный документ регламентирует деятельность, права, ответственность руководителя учебного заведения (средней муниципальной школы).
- Приказы, указания и распоряжения директору дает руководитель Управления образования.
- Соответствующий образовательный уровень директора должен подтверждаться дипломами о высшем профессиональном образовании соответствующего профиля и по направлениям:
- системы управления – государственные и муниципальные;
- основы эффективного управления производством или организацией в условиях рыночной экономики;
- управление персоналом.
- Необходим педагогический стаж от пяти лет.
- Также возможно наличие у кандидата дипломов о высшем профильном образовании и сертификатов о полученной дополнительной подготовке в областях:
- государственные и муниципальные системы управления;
- контроль социально-экономических систем;
- управление организацией.
- Кандидат на должность принимается на работу и увольняется по приказу руководства Управления образованием.
- Функционал лица, занимающего должность директора, реализуется в рамках:
- устава, принятого для учебных заведений данной категории;
- внутреннего порядка, режима работы;
- распоряжений и указаний Управления образования;
- пунктов, перечисленных здесь;
- правил и норм, предусмотренных законодательством;
- гигиенических требований;
- правил противопожарной безопасности.
- Директор должен владеть актуальной информацией и разбираться в темах и вопросах:
- основные тенденции дальнейшего развития принципов и систем образования молодого поколения страны;
- нормы и положения законов об образовательной системе, интеллектуального и физкультурно-спортивного развития;
- современные методики преподавания, педагогика – в теории и применительно к практическому использованию;
- нормы прав детей, принятых Конвенцией;
- психология в целом, основные тенденции развития науки, психология ребенка;
- физиология ребенка, санитария и гигиена;
- теоретические основы и методики руководства;
- последние разработки в направлении формирования у обучаемых высокого уровня многогранной и всесторонней подготовки и компетентности;
- основные тенденции в развитии методологии, теории и практические методики обучения, развития с точки зрения максимальной эффективности.
- Директор должен владеть навыками и высокой способностью:
- убеждать, обоснованно аргументировать свою позицию и точку зрения;
- легко устанавливать контакт с детьми, подростками, а также с родителями учеников и коллегами;
- анализировать и выявлять причины конфликтов, проводить мероприятия по их мирному разрешению и предупреждению;
- работать с основными программами для набора и обработки текстов, владеть расчетами в таблицах, ориентироваться в базах, разбираться в браузерах и компьютерном оборудовании.
- Требуются знания в следующих областях:
- основы бухгалтерии, актуальная экономика;
- организация материальной стороны жизни школы, ведение хозяйственной части;
- постановления и положения официальных документов, имеющие отношение к деятельности учебных заведений и управлению организациями, коллективами различного уровня (нормативные акты из сводов законов государства);
- управление сотрудниками различных категорий и профессий;
- управление проектами в основной части.
- Лицо, выполняющее обязанности директора в его отсутствие: _____________ (указание должности).
Обязанностью директора является грамотное осуществление руководства школой в полном соответствии с законами, постановлениями и уставом, которое выражается в выполнении ряда действий, перечисленных ниже:
- Обеспечивает движение и функционирование школы, которые выражаются в активной, планомерно организованной воспитательной работе, усилиях по интеллектуальному развитию детей, а также отлаженной деятельности административно-хозяйственного отдела.
- Решает возникающие вопросы по всем делам учебного заведения в соответствии с принятыми уставами, правилами и пунктами распорядка школы.
- Организовывает работу таким образом, чтобы максимально обеспечить реализацию госстандарта образования и требований, зафиксированных в нормативных актах.
- Обеспечивает все необходимые условия для здоровья и благополучия учащихся, соблюдения их прав, совокупно с правами учителей, преподавателей и остального персонала в рамках законов РФ.
- Формирует стратегический план развития школы, выполнение задач, разрабатывает кратковременные и перспективные проекты и планы.
- Обеспечивает активность школы, ее успешное участие в мероприятиях, конкурсах, проектах районного, городского регионального и государственного значения.
- Контролирует следование правилам, принятым в отношении процессов планомерной работы с детьми, итогов и результатов обучения и иного проявления активности школы в деле воспитания и качественного образования детей.
- Разрабатывает стратегию работы, направленной на эффективное повышение показателей успешности работы, а также контролирует справедливость оценок и итогов обучения учащихся.
- Формирует предпосылки и условия для применения передовых технологий и методик в преподавании и воспитательной работе.
- Создает условия, поддерживает инициативность учителей и сотрудников в направлении повышения их собственного уровня – для высокой результативности образовательного процесса.
- Формирует и поддерживает оптимальные, психологически комфортные взаимоотношения в подчиненном коллективе.
- Осуществляет разработку комплекса мер по:
- поощрению сотрудников – деньгами, бонусами и материальными призами;
- поддержанию престижа учителей;
- развитию дисциплинированности и ответственности коллектива.
- Распоряжается бюджетом, контролирует правильность и обоснованность расходов, разумно экономит.
- Правильно и обоснованно разделяет средства, предназначенные для оплаты работы коллектива с учетом выплаты оклада и поощрительной части. Контролирует назначение заработных плат соответственно ставкам, а также выдачу надбавок, доплат. Обеспечивает своевременные выплаты согласно принятым в подписанных членами коллектива договорах условиям.
- Составляет и утверждает состав штата, осуществляет подбор кадров и расстановку по позициям и вакансиям.
- Помогает коллективу постоянно совершенствоваться и расти профессионально.
- Уделяет внимание подбору, поиску достойных кадров. Принимает меры по созданию кадрового резерва на случай возникновения вакантных должностей.
- Обеспечивает надлежащие меры к тому, чтобы все – коллектив педагогов, технический персонал и учащиеся – соблюдали правила безопасности, нормы охраны труда.
- Способствует созданию благоприятных условий для возникновения желания у коллектива и реальной возможности принимать участие в управлении жизнью учебного заведения.
- Составляет, принимает и запускает в действие внутренние документы, соответствующие правовым нормам, по вопросам компенсаций и оплат, другим важным вопросам, с учетом точки зрения коллектива и представительного органа работников.
- Создает скоординированную систему взаимодействия всех подразделений школы.
- Реализует возможности для взаимодействия в различных формах с представителями и органами государственной власти, общественными организациями, а также родителями учеников.
- Является полномочным представителем учебного заведения на всех уровнях, при взаимодействии с общественными организациями, органами госструктуры, комитетами, любого уровня.
- Поддерживает молодежные, детские, учительские, родительские союзы и объединения.
- Контролирует состояние финансовой базы, ведет учет дополнительных источников денежных и иных средств.
- Следит за ведением документации.
- Обеспечивает ежегодное написание и предоставление в управление образования доклада о достижениях школы за период, а также приходно-расходного отчета.
- Вместе с Советом школы и организациями воспитательно-образовательного профиля проводит проектирование, разработку проектов развития школы, развивает пути их осуществления и реализует воплощение намеченных планов по направлениям:
- программы гармоничного развития интеллекта в процессе обучения в школе;
- программы дополнительных курсов, семинаров;
- графики обучения, планы и объемы;
- школьные и внешкольные дисциплины;
- устав и порядок проведения деятельности в рамках заведения.
Права
Лицу, занимающему должность руководителя, предоставляется право:
- требовать выполнения своих распоряжений, приказов и указаний;
- получать информацию о проектах Управления образованием, имеющую отношение к школе;
- вносить предложения, составлять проекты на темы школы и своего функционала;
- всегда быть в курсе основных служебных новостей.
Ответственность
На руководителя возлагаются санкции и меры пресечения в следующих ситуациях:
- Некачественное или неполное выполнение действий, перечисленных выше – в соответствии с мерами, предусмотренными ТК.
- Правонарушения, произошедшие во время трудового процесса – в рамках, указанных административным, гражданским и уголовным сводами законов РФ.
- Возникший материальный ущерб – по законам, принятым по направлению нарушения.
Условия работы
- Режим работы директора определяется уставом, распорядком школы и внутренними правилами.
- Дата ___________________.
- Данная инструкция разработана _________________ (лицо или отдел, разработавший документ).
- Согласовано _________________ (представитель юридического отдела).
- С инструкцией ознакомлен _____________ (подпись директора).
Пояснения к документу
Составление такого документа важно для кандидата на должность директора и педагогического коллектива. Директор сразу видит свой круг обязанностей, а коллектив понимает, по каким вопросам можно обращаться к руководству.
Важно и то, что при наличии жалоб и претензий можно будет рассматривать вероятность вины директора в приложении к его прописанным обязанностям.
Оформление
Унифицированной формы нет, однако при составлении документа применяются общие стандарты руководящих должностей. Ориентиром может быть квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов.
Документ составляется отделами управления по образованию, согласовывается с кадровиками и юристами.
Разделы
Документ состоит из 5 частей, при необходимости количество разделов может уменьшаться или увеличиваться.
Обязательно включается раздел «Общие положения», в которых освещаются основные требования к кандидату. Также перечисляются законы, которые обязательно должен знать директор, навыки (например, умение работать с текстами, базами, таблицами), а также знание основных теорий, наук, которые имеют отношение к работе.
В этом разделе указывается лицо, которое является непосредственным руководителем директора, а также лицо, исполняющее его обязанности во время отъезда или отсутствия.
Должностные обязанности — это объемный отдел, который следует написать как можно полнее и подробнее.
Присутствует указание на права, которыми наделяется директор для исполнения своих обязанностей. Подробно указываются права на взаимодействие с руководством и в целях улучшения работы.
Ответственность — здесь перечисляются возможные нарушения, а также указывается, что санкции, которые применяются соответственно проступку, должны соответствовать закону.
Следующий пункт — условия работы. Если есть конкретные особенности, их следует также указать.
Документ согласовывается с юридическим отделом, о чем свидетельствует подпись руководителя, а также ставится подпись самого кандидата после ознакомления. Документ датируется, используется без заверения печатью.
Скачать документна сайте Ассистентус
Официальный сайт отдела образования г. Павлодар — Рафика Нұртазина атындағы ЖОМ — Должностные обязанности директора школы
Должностные обязанности директора школы
Должностные обязанности директора школы.
Руководит деятельностью организации образования в соответствии с ее уставом и другими нормативными правовыми актами. Организует реализацию государственных общеобязательных стандартов образования совместно с педагогическими и методическими советами. Утверждает план работы, рабочие планы и программы.
Обеспечивает всеобщее обязательное обучение детей по закрепленному участку в соответствии с законом всеобуча. Организует и совершенствует научно-методическую и материально-техническую базу учебно-воспитательного процесса. Организует и совершенствует методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
Обеспечивает развитие современных информационных технологий. Содействует деятельности учительских (педагогических) организаций, методических объединений, детских организаций. Формирует контингент учащихся, воспитанников в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, обеспечивает социальную защиту учащихся и воспитанников.
Защищает законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные, трудовые и другие) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимает меры по созданию им условий для поддержания родственных связей. Обеспечивает условия содержания и проживания воспитанников и обучающихся не ниже установленных норм.
Создает необходимые условия безопасности жизни и здоровья обучающихся (воспитанников) и работников организации образования во время учебно-образовательного процесса. Организует работу и контроль по обеспечению питанием и медицинским обслуживанием учащихся в целях охраны и укрепления их здоровья.
Распоряжается имуществом и средствами организации образования в пределах установленных законодательством, представляет ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств учредителей.
Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы в соответствии с нормативными требованиями, отвечает за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности.
Осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров и вспомогательного персонала, утверждает структуру управления, штатное расписание и должностные инструкции работников, создает условия для повышения их профессионального мастерства. Руководит педагогическим советом. Проводит в установленном порядке аттестацию работников. Представляет учителей и других работников организации образования, особо отличившихся в труде, к поощрениям и наградам, налагает взыскания в пределах своей компетенции.
Осуществляет связь с общественностью, координирует работу с родителями (лицами, их заменяющими). Представляет организацию образования в государственных и иных организациях, обеспечивает подготовку и представление необходимой отчетности.
Должен знать:
Конституцию Республики Казахстан, законы Республики Казахстан » Об образовании «, » О языках в Республике Казахстан «, » О правах ребенка в Республике Казахстан «, » О борьбе с коррупцией «, » О браке и семье «, » О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту «, » О специальных социальных услугах «, » О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями «, » О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности » и другие нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования; основы педагогики и психологии; государственные общеобязательные стандарты образования; достижения педагогической науки и практики; основы менеджмента, финансово-хозяйственной деятельности, законодательства о труде, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; санитарные правила и нормы. Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы в организациях образования не менее 5 лет.
Классный руководитель: функции, права и обязанности
«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность
Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…
У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:
- за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
- за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
- за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.
В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.
Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.
В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.
- Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.
Цели, задачи и функции классного руководителя
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.
Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
На педагога возложено несколько групп функций:
- педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
- социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.
Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.
Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.
Обязанности классного руководителя
Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.
Неизменная часть содержит шесть блоков:
- Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
- В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
- Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
- В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
- Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
- В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.
Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.
Права классного руководителя
Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.
Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности.
Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.
Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):
- федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
- выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.
Ответственность классного руководителя за детей
Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программу
Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.
Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Инвариантные обязанности классного руководителя 642.5 КБ
- Нормативно‑правовая база для классного руководителям 634.1 КБ
Скачать