Сервитут на земельный участок: законодательное регулирование и порядок установления

Представьте: вы владелец участка земли, а попасть на него или использовать его не можете без разрешения соседей. И это не загадка с кучей «неизвестных». Все гораздо проще – не установлен земельный сервитут.

Такая ситуация происходит сплошь и рядом, когда собственник земли может попасть на нее, а также снабдить водой или электричеством лишь через соседний участок. Это не лишает соседа права собственности (или иного права, на основании которого земля находится в распоряжении).

Просто наделяет правом владельца одного надела на установление сервитута на земельный участок соседа, лишь ограничивая при этом его право на землю.

Сервитут представляет собой право пользования чужим имуществом. Собственник надела не должен препятствовать иным лицам в реализации их законных интересов, даже если такое установление требует обеспечения прохода или проезда через собственную землю.

Правовое регулирование обременения

Сервитут на земельный участок: законодательное регулирование и порядок установления

Определение и основные моменты установлены в статьях 274-277 ГК РФ. Земельным кодексом РФ определяются правила установления публичного обременения, о чём говорится в статье 23.

Важность Гражданского кодекса в регулировании данного вопроса определяется ещё и возможностью установления права пользования чужим участком на основании соглашения, а договорные отношения — это прерогатива Гражданского законодательства.

Понятие сервитута на земельный участок

Под сервитутом, в соответствии с действующим законодательством, понимается закрепление такого правового режима, который обеспечит определённым лицам возможность получить доступ к своим объектам (например, к своему собственному участку).

Установление такого ограничения допускается лишь тогда, когда иной способ решения проблемы отсутствует!

Сервитут на земельный участок: законодательное регулирование и порядок установления

Ещё одна ситуация – когда надел, принадлежащий лицу, мешает проходу к общедоступным объектам, например, водоёму. В таком случае собственник обязан обеспечить проезд и проход всем желающим, а значит устанавливается публичный сервитут.

Порядок установления ограничения

Земельный сервитут может быть установлен по ряду причин:

  • обеспечение прохода к иному участку;
  • обеспечение постоянного проезда к общедоступным объектам;
  • создание условий для проезда техники в целях строительства сооружений, линий передач и так далее;
  • по иным причинам для обеспечения нужд собственника недвижимости (абзац 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ; п. 1 ст. 23 ЗК РФ).

Принятие ограничения не должно препятствовать использованию надела в соответствии с его первоначальным назначением!

Существует два основных способа установления такого ограничения:

  1. Заключение соглашения. Документ обязательно регистрируется через Росреестр. Без такой процедуры он не будет считаться установленным, о чём говорит Земельный кодекс в пункте 9 статьи 23.
  2. Через суд. Такой метод применяется, если стороны не могут прийти к соглашению (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ).

Вынесение решения ещё не говорит о том, что обременение считается установленным. Заявитель должен будет зарегистрировать судебный акт в Росреестре, как и соглашение.

Заключение соглашения

Собственники двух смежных территорий могут договориться об установлении ограничения, при котором участок одного будет использоваться для реализации прав другого. В качестве стороны может выступать государственный или муниципальный орган, если речь идёт об установлении публичного ограничения. Порядок действий будет следующим:

  1. стороны оговаривают возможность и условия соглашения;
  2. составляется документ, именуемый соглашением, проводится его согласование;
  3. соглашение и перечень сопутствующих документов подаются сторонами в Росреестр;
  4. заверенные экземпляры выдаются заявителям по истечении срока на рассмотрение.

Соглашение может предусматривать разные условия, вплоть до выплаты компенсации собственнику за использование его надела.

Например, если земля применяется для ведения сельского хозяйства и проезд по ней сделает невозможным возделывание определённой площади, собственник вправе запросить компенсацию потенциальных убытков (недополученной выгоды).

Скачать соглашение об установлении сервитута на земельный участок (образец)

Судебный порядок установления сервитута

Сервитут на земельный участок: законодательное регулирование и порядок установленияДовольно часто, на практике, стороны не могут договориться об установлении ограничения. Одна считает, что ее право собственности не должно нарушаться и использование может причинить повреждения имуществу и убытки, вторая требует доступа уже к своему собственному объекту. В такой ситуации обременение может быть установлено только через суд.

Лицо, для которого принятие ограничения считается необходимым, вправе обратиться в суд по месту нахождения участка. Порядок действий будет следующим:

  1. лицо обращается к собственнику участка, который преграждает ему дорогу к своему объекту;
  2. в случае отказа подготавливается исковое заявление, содержащее требование, а также обоснование, почему это необходимо. Нужно будет доказать суду, что только с помощью сервитута истец может реализовать свои права;
  3. после вынесения решения, нужно дождаться его вступления в законную силу, получить заверенный экземпляр судебного акта (решения);
  4. обратиться с полученным документом в Росреестр и провести регистрацию.

Суд также вправе установить выплату компенсации владельцу, так как использование его надела может привести к убыткам. Ответчик вправе требовать в суде отказа в удовлетворении требований или требовать определённый размер выплат, документально обосновывая его.

Публичный сервитут

Принятие ограничения в частном порядке обеспечивает реализацию прав конкретных граждан или организаций, тогда как публичные отношения всегда подразумевают возможность обеспечения прав неограниченного перечня лиц. В этом и заключается основное отличие частного сервитута от публичного.

Определяется такое ограничение на основании законодательных актов, как государственных, так и субъектов и даже муниципальных. По сути, оно нужно, чтобы обеспечить государственные интересы, а также интересы населения, полностью или в определённой части.

Основными признаками публичного сервитута считается то, что он:

  • устанавливается для реализации интересов государства или общества;
  • определяется на основании закона;
  • может устанавливаться путем проведения общественных слушаний или заседаний.

В качестве целей может выступать:

  • право на передвижение через территорию;
  • возможность выполнения ремонтных или строительных работ, направленных на общественные интересы, например, через землю идёт линия связи;
  • осуществления дренажных мероприятий;
  • возможность водозабора или иных действий, связанных с использованием водных ресурсов;
  • обеспечение условий для прогона сельскохозяйственных животных;
  • обеспечение доступа техники и людей для сельскохозяйственных работ;
  • право доступа к ресурсам, добываемым путём охоты и рыбалки;
  • возможность проведения геологической разведки и работ;
  • установление прохода или проезда к водному ресурсу.

Как и в случае с частным сервитутом, закрепление публичного не должно мешать владельцу в эксплуатации его земли в соответствии с ее прямым назначением. В случае такого нарушения собственник может потребовать возмещения причинённых ему издержек.

После обращения в государственный или муниципальный орган (в зависимости от того, кто был инициатором установления ограничения), может быть принято одно из решений:

  • отказ от выплаты возмещения;
  • предложение выкупа участка;
  • предоставление иного участка;
  • произведение выплат в качестве компенсации.

Собственник может принять предложение или обжаловать его в судебном порядке.

Публичный сервитут также регистрируется в Росреестре. В данных базы ЕГРН будет отмечено ограничение, чтобы потенциальный приобретатель мог представить полный объём приобретаемых прав и обязанностей.

Инициация установления публичного сервитута

Любой гражданин имеет право обратиться с заявлением об установлении сервитута. Документ подаётся в администрацию муниципального образования (например, города или села) или в администрацию субъекта.

Закон не содержит чёткого разграничения, когда и в какой орган нужно обращаться.

Поэтому, если при рассмотрении будет выявлено, что дело относится к компетенции иной структуры, заявление будет перенаправлено по подведомственности.

Заявка обязательно должна содержать следующие данные:

  • информация о наделе, на котором планируется установить ограничение;
  • цель установления обременения, например, обеспечение проезда к водоёму;
  • период действия;
  • данные о собственнике;
  • сведения о заинтересованных лицах.

От правильности составленного заявления во многом зависит его результат. Нужно сослаться на действующее законодательство, указать на невозможность решения вопроса иным способом и так далее. Рекомендуется изучить тематику подробнее или обратиться за помощью к юристу.

После принятия заявления госорган должен обеспечить проведение слушаний, в которых принимают участие все заинтересованные лица (граждане, которым потребуется проход, организации, находящиеся поблизости, собственник участка и так далее).

Только после слушаний может быть принято решение органа, которое обязательно учитывает мнение всех потенциально заинтересованных лиц.

Сервитут, или право пользования чужим имуществом, может быть установлен и в отношении земельного надела. Он необходим тогда, когда один участок мешает реализации прав на использование участка иных граждан.

Обременение устанавливается через соглашение или в судебном порядке.

Если же речь идёт о защите публичных интересов, то сервитут устанавливается путём вынесения правового акта муниципального, регионального или федерального органа.

Прочтите: Как устранить препятствия в пользовании земельным участком

Правовое регулирование установления сервитута на земельном участке | ГК «Абажур»

Прежде, чем рассматривать юридическую процедуру, нужно разобраться в самой правовой природе такого понятия, как сервитут.

В сложившейся судебной практике существуют специальные термины для земельных участков, задействованных в сервитуте. Участок, к которому не может свободно пройти и проехать его собственник, называется господствующим, а тот, на который необходимо установить сервитут – обслуживающим.

Сервитут – это ограниченное вещное право владельца недвижимости пользоваться при необходимости чужими земельными участками

Сервитут можно установить лишь при соблюдении обязательного условия, что никаким другим способом нельзя обеспечить имеющиеся нужды владельца недвижимости. Потребности должны быть существующими, реальными, также учитывается назначение господствующего земельного участка и связанных с ним объектов недвижимости.

Сервитут должен быть как можно менее обременительным для второй стороны, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления нужно следить за соблюдением баланса интересов сторон сервитута, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды владельца недвижимости, не стало слишком ощутимым неудобством для собственника обслуживающего участка.

Сервитут может быть публичным и частным, временным или постоянным

Сервитут регулируется равно Гражданским и Земельным кодексами РФ. Применяется следующая классификация: сервитут может быть публичным и частным, временным или постоянным.

Сервитут как ограниченное вещное право, а равно и как обременение земельного участка подлежит государственной регистрации, сведения о сервитуте вносятся в ЕГРН.

Читайте также:  Алименты на содержание жены, супруги от мужа, права жены на алиметны

За установлением сервитута вправе обратиться только лицо, обладающее вещным правом – правом собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на землю.

Это означает, что арендатор сервитут установить без участия собственника не сможет.

При этом арендатор не лишен права обратиться за содействием к арендодателю, который в соответствии с гражданским законодательством обязан обеспечить арендатору беспрепятственное использование предоставленного в аренду имущества.

Стоит отметить, что важен и статус недвижимости. Например, невозможно установить сервитут для проезда к самовольной постройке или для ее эксплуатации, так как самовольные постройки юридически не существуют.

С публичным сервитутом все более или менее понятно. Устанавливается законом или другими нормативными актами с учетом результатов публичных слушаний, чтобы обеспечить потребности государства, муниципалитета или местного населения.

Это может быть использование земельного участка для проведения исследований, ремонта инженерных, электрических, коммунальных и других линий, прогона скота, сенокошения, охоты и рыбоводства, свободного доступа к водным объектам в общем пользовании, других целей.

Частный сервитут в интересах отдельных граждан и организаций

Частный сервитут служит примерно тем же целям, но в интересах отдельных граждан и организаций. Обычно частный сервитут обеспечивает проход и проезд к земельному участку, а также жилым домам, производственным зданиям и другим объектам недвижимости.

С частными сервитутами проблема, как всегда, одна – так называемый «человеческий фактор». Закон позволяет установить сервитут как по соглашению сторон, так и с помощью суда. Как правило, договориться об установлении сервитута нелегко.

Рассмотрим конкретный пример из практики, где пройдены все стадии установления частного сервитута.

Ситуация сложилась следующая… В составе крупного комплекса была только одна асфальтированная дорога, соединяющая все участки. Собственник одного из земельных участков активно занимался предпринимательством и нуждался в том, чтобы принадлежащая ему техника беспрепятственно проезжала к производственным зданиям и парковалась подле них с заходом на соседние участки.

Перед обращением в суд необходимо попробовать согласовать условия сервитута с другой стороной.

Законодательство не содержит конкретного указания на соблюдение обязательного претензионного порядка по спору о сервитуте, так что письмо с предложением условий сервитута или переписка, явно свидетельствующая о наличии несогласия с полученной офертой, станут необходимым доказательством того, что спор возник и сам собой не разрешится.

Следовательно, достаточно направить собственнику интересующего участка предложение об установлении сервитута. Положительный эффект будет достигнут с большей вероятностью, если приложить проект соглашения об установлении сервитута и предложить оплату.

В конкретном случае у всех остальных участков был один владелец, который возражал против проезда техники, а тем более – ее парковки, так что от предложения отказался.

Первый собственник обратился в суд.

Популярное заблуждение относительно сервитута гласит, что необходимым обстоятельством для его установления выступает чинение препятствий со стороны владельца обслуживающего участка

Это не так. Доказывать, что вторая сторона совершает действия, которые ограничивают или затрудняют доступ, не требуется. Так, для возникновения необходимости в установлении сервитута не нужно наличие незаконных шлагбаумов, физической охраны или стоящих на пути мусорных контейнеров.

Позиция сформулирована и обоснована высшей судебной инстанцией. В предмет доказывания этой категории споров сходит лишь два факта:

  • первый – недостижение соглашения об условиях сервитута,
  • второй — объективная невозможность удовлетворения потребностей другими путями, кроме как через наделение собственника господствующего участка правом ограниченного пользования соседним.

Какие вопросы возникают при установлении сервитута?

  • Нет ли какой-то иной возможности добраться до недвижимости и ее использовать, нельзя ли обойтись совсем без сервитута.
  • Существуют ли другие, более удобные варианты проезда по другим соседним участкам.
  • Может ли соседний собственник без проблем использовать свой участок, если тот будет обременен сервитутом. Так, если на господствующий участок поедет большегрузная строительная техника, а обслуживать эти нужды будет участок, где расположено учреждение детского отдыха, установление сервитута может не только означать препятствия для пользования такого участка для размещения объектов благоустройства, но и создать опасность для пребывающих в учреждении детей, что недопустимо.

Соответственно, сервитут является крайней мерой для исключительных случаев

В рассматриваемом случае владелец большей части участков огородил весь имущественный комплекс, поставил контрольно-пропускной пункт и шлагбаум, из-за чего каждый проезд техники предпринимателя сопровождался конфликтами.

Кроме того, требуется определить соразмерную оплату за пользование чужим участком, на которую может рассчитывать собственник обслуживающего участка.

Стоимость сервитута примерно соответствует материальной выгоде, которую соседний собственник теоретически может выручить, если участок не будет обременен, скажем, возможной выгоде от передачи такой же части участка в аренду

На размер платы за сервитут влияют также характер и степень интенсивности использования земельного участка собственников, в интересах которого установлено обременение сервитутом. Например, тяжелая строительная техника быстро приводит в негодность дорожное полотно, а от проезда одного личного автомобиля больших неудобств не возникнет.

Для решения поставленных вопросов суд, как правило, привлекает судебного эксперта

К примеру, в рассматриваемом деле судебная экспертиза выявила два независимых варианта проезда: с использованием дороги через территорию комплекса и второй, через соседний большой участок.

Однако, при ближайшем рассмотрении эта земля оказалась защищенной территорией, занятой базой силовиков, и со всех сторон была огорожена железобетонным забором. Естественно, при таких условиях использование второго участка в целях проезда техники невозможно. Любопытно, что рыночная стоимость этого варианта была почти в три раза ниже.

  • Вопрос о парковке транспортных средств отпал в процессе, такое использование чужих земель на праве сервитута нарушает права владельца обслуживающего участка.
  • Итак, в результате мы имеем судебное решение, где указываются вид, срок сервитута, кадастровые номера обремененных участков, координаты границ сервитута, размер оплаты, соответствующий рыночной цене сервитута по мнению оценщика, а также другие условия, на которых устанавливается сервитут.
  • Если надобность в сервитуте отпала или сервитут фактически блокирует для собственника обремененного участка использование земли в соответствии с видом разрешенного использования, любая из сторон сервитута может обратиться в суд за его прекращением.

Сервитут — эффективный инструмент для разрешения противоречий между собственниками соседних участков

  1. Таким образом, сервитут является эффективным инструментом для разрешения противоречий между собственниками соседних участков и позволяет владельцу господствующего участка закрепить за собой правовыми методами возможность использовать чужой земельный участок пропорционально имеющимся нуждам, уплачивая владельцу обслуживающего участка сообразную оплату.
  2. А вот и наши свежие земельные участки, поступившие к нам совсем недавно!
  3. Источник: ГК RWAY

Порядок установления сервитута. С чего начать оформление, какие нужны документы и основания для заключения сервитута на земельный участок?

  • Граждане РФ обладают очевидными неоспоримыми правами на принадлежащую им собственность, но бывают случаи, когда владельцы некоторых земельных наделов не могут обойтись без прохода, проезда или прокладки необходимых инженерных коммуникаций через принадлежащий другому собственнику надел земли.
  • В таких предусмотренных законодательством случаях поможет установление сервитута.
  • Как происходит оформление земельного сервитута на земельный участок?

Кем и как может устанавливаться право ограниченного пользования территорией? Всё о процедуре установления сервитута на земельный участок — в нашей статье.

Показать содержание

Понятие и законодательная основа установления сервитута в отношении земельного участка

Установление сервитута — это возможность ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (земельным участком, другой недвижимости). О том, какой объект может быть обременён сервитутом, мы писали в отдельном материале.

  1. Процесс установления сервитутов регулируется законами Земельного, а также Гражданского кодекса России, которые указывают на порядок оформления законодательных актов, оговаривают особенности процедуры, определяют основания и причины для заключения соглашений между двумя сторонами.
  2. Для начала выполнения любых законодательных действий предусмотрено наличие оснований. При оформлении сервитутов причины для их установления перечисляются в статье 23 ЗК РФ, а также в статье 274 ГК РФ. Статьи содержат полный перечень оснований, которые необходимо знать гражданам, чтобы начать процедуру установления сервитута.
  3. Регулировать порядок законодательного процесса будет статья 39.26 ЗК РФ, она оговаривает сроки выполнения органами власти своих полномочий после предоставления заинтересованным лицом заявления и обязывает уполномоченный орган выполнять требования по процедуре.
  4. Статья 39.25 ЗК РФ содержит требования к пунктам заключаемого между сторонами соглашения, оговаривает и регулирует порядок предусмотренной договором оплаты.
  5. На некоторые особенности при заключении договора обращает внимание статья 39.24 ЗК РФ, регламентируя сроки заключения соглашений для установления сервитутов.

О сервитуте на земельный участок вы можете узнать здесь, а о том, что это такое в гражданском, земельном, международном праве, каковы определения и его виды, читайте в этой статье.

Основания и особенности начала процедуры

  1. С чего начать оформление сервитута?
  2. Установление сервитута на земельные территории подразумевает под собой заключение соглашения, для которого необходимо наличие предусмотренных законом оснований.

  3. Законодательство РФ предусматривает возможность установления частного, а также публичного сервитута, где основания для заключения соглашений несколько отличаются друг от друга.

  4. Чтобы начать процедуру установления заинтересованным лицом частного сервитута, необходимы причины, позволяющие гражданину заняться оформлением документов.

  5. Регулируемый законом процесс может начаться только при наличии присутствующих для этого оснований:
  • если существует необходимость в обеспечении подъезда к объекту;
  • если присутствует необходимость в передвижении через чужую территорию;
  • если есть необходимость в проведении работ связанных с дренажем участка и этот процесс затрагивает территорию другого собственника;
  • если существует необходимость в инженерных коммуникациях, линиях электропередач, которые невозможно провести, не затрагивая соседний земельный надел;
  • при возникновении других случаев вынужденного использования чужой территории, в связи с отсутствием иных возможностей для их реализации.
Читайте также:  Оформление квартиры в собственность в 2022 году: перечень документов, процедура и сроки получения свидетельства

Нужен публичный сервитут на земельный участок — как это оформить? Основания для установления заинтересованным лицом публичного сервитута также оговорены законодательными актами и предусматривают, что процедура может начаться в следующих предусмотренных законом случаях:

  • если существует необходимость перемещения граждан чужой территорией;
  • если необходимо произвести ремонт, выполнить монтажные работы связанные с подведением жизненно необходимых коммуникаций, соорудить объект относящийся к транспортной отрасли;
  • если присутствует необходимость в установке на чужом наделе земли специальных указателей или знаков, а также существует потребность в осуществлении к ним подъездов;
  • если необходима потребность в обеспечении объекта водой;
  • если существует необходимость в прогоне через чужую территорию животных;
  • если необходимо осуществить выпас животных и провести сенокос;
  • если необходимо провести сбор дикорастущих и лекарственных растений;
  • если существует необходимость для проведения научных исследований;
  • если присутствует необходимость доступа к побережью;
  • если необходимо производить на территории, где расположен водоем рыбалку и охоту.

Что может быть основанием возникновения сервитута и какие законодательные нормы его регулируют, мы предлагаем узнать в этом материале.

Лица, от которых исходит инициатива установления сервитута

  • Заинтересованным лицом в установлении сервитута требующего составления соглашения является собственник земельной территории или объекта, у которого нет другой возможности для решения возникших проблем, кроме как воспользоваться предоставленным ему законом правом по ограниченному использованию чужого участка.
  • При установлении частного сервитута инициатива заинтересованных лиц подразумевает под собой необходимость заключения соглашения с владельцем соседнего участка, для реализации поставленных перед заинтересованным лицом планов и задач с помощью единственной имеющейся у него возможности.
  • Сторона инициирующая установление ограниченного права пользования земельным участком, после регистрации подписанного соглашения будет считаться обладателем сервитута с ограниченным правом пользования соседней территорией.
  • Вторая сторона является собственником обремененного участка, но сохраняя все права на находящийся в ее распоряжении объект, обладает возможностью проявить инициативу к расторжению соглашения и остановить действие сервитута.

Важно! При установлении публичного сервитута заключение договора не требуется, на первый план выходит публичная заинтересованность граждан, в отношении которых сервитут оформляется нормативным актом по результатам вынесенных решений после заседания общественности.

Процедура установления публичного сервитута имеет свои отличительные особенности и порядок оформления.

Пошаговая инструкция установления сервитута

Как установить сервитут на земельный участок? Отличительными особенностями для установления частного и публичного сервитутов является процедура, предусматривающая последовательные действия обеих сторон, а также процесс сбора и подписания документов для оформления сервитута на земельный участок.

Частный сервитут характеризуется возможностью двух сторон добровольно договориться между собой и предполагает следующий порядок оформления сервитута на земельный участок:

  1. заинтересованная сторона с письменным прошением обращается к владельцу соседнего участка о предоставлении права ограничено пользоваться принадлежащей ему территорией. В письме инициирующий установление частного сервитута собственник на законодательном основании излагает причину своих действий и подтверждает свое право статьями государственных законов.

    К подробно изложенным в прошении основаниям прилагается схема той части земельного надела, на которой предполагается действие сервитута, а также проект соглашения.

  2. Вариант достижения добровольного согласия между собственниками предполагает составление договора на установление сервитута.

    Форма соглашений на заключение сервитута разработана юристами с учетом всех регулирующих процесс законодательных актов.

    Приобрести готовые к заполнению бланки соглашений можно на сайтах с подробным описанием процедуры установления сервитута, скачав образец со страницы ресурса.

  3. Подписанные сторонами бланки соглашений об установлении сервитута о отношении земельных участков, подлежат обязательной регистрации в одном из отделений Росреестра. После регистрации документа договор вступает в действие.

Скачайте бланк соглашения об установлении сервитута.

Важно! Собственник, выступающий как сторона обремененной сервитутом земельной территории, не теряет своих прав на земли и расположенные на ней объекты, наоборот, вправе получить от инициатора установления сервитута соразмерной денежной компенсации, если она заблаговременно предусмотрена в пунктах подписанного соглашения.

Более детальная информация о установлении частного сервитута земельного участка, представлена в следующем видео:

Процедура введения в действие публичного сервитута: инструкция

Процедура введения в действие публичного сервитута проходит в несколько этапов и подразумевает под собой такие необходимые действия.

  1. Первый этап предполагает подачу заинтересованной стороной заявления. Закон не регламентирует, в какой орган исполнительной власти должен подаваться этот документ.

    В различных регионах РФ существуют свои правила приема заявлений и эту функцию могут выполнять, как местные администрации, так и исполнительная власть, в обязанности которой входит решение земельных вопросов. Заявление, предусматривающее установление ограниченного права пользования территорией должно содержать следующие пункты:

    • наименование и кадастровый номер надела земли, в отношении которого оформляются документы;
    • основания, указывающие на возможность обременения определенной части земельного надела;
    • период времени действия устанавливаемого законодательством публичного сервитута;
    • данные о владельцах земельных наделов;
    • сведения о гражданах, с которыми устанавливается законодательными актами публичный сервитут.

    Скачайте бланк заявления на установление публичного сервитута.

  2. На втором этапе поданное заинтересованными лицами заявление, с дополняющей его схемой обремененного участка, будет рассматриваться органом, который уполномочен принимать решения в вопросе установления публичного сервитута. Законодательными актами РФ определяется срок для рассмотрения предоставленного заявления и прилагаемых к нему документов.
  3. В течение установленных для вынесения решения 30 дней обычно проводятся общественные слушания. Такое участие граждан не закреплено в законах, но подтвержденное протоколом мнение общественности, может оказать влияние на принятие решения.
  4. Сервитут на земельный участок или иную недвижимость, устанавливается после принятия уполномоченными органами власти решения, которое обретает форму нормативного правового акта, где указываются все размеры, и характеристики обременяемого сервитутом надела земли. Правовой акт содержит данные о владельце территории, оговаривает основания, цели и период действия сервитута.
  5. После внесения сведений о сервитуте в ЕГРП он проходит государственную регистрацию и вступает в действие.

Внимание! Решение принимаемое об установлении сервитута к обремененной земельной территории выносится не по результатам общепринятых общественных слушаний, но согласно предусмотренного законом решению уполномоченного органа власти.

Таков порядок установления сервитута на земельные участки.

Сроки действия и стоимость процедуры

Частный и публичный сервитут оговариваются сроками, на которые они устанавливаются. Согласно периоду действия сервитуты разделяются на:

Срочный период предусматривает установление срока окончания действия сервитута, а продолжительность периода действия постоянного не ограничена.

Процедура и порядок установления земельного сервитута на земельный участок регулируется законодательными актами РФ, а также оговаривает стоимость процесса оформления документов. Статьей 333.33, пунктом 22 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины гражданскими лицами в сумме 2000 рублей, для юридических эта цифра составит 22000 рублей.

Принятие решения и начало действия ограниченного права пользования

  1. Принятие законодательных решений об установлении сервитута в отношении обремененных территорий регулируется законами РФ, которые предписывают исполнительным органам власти рассмотреть все варианты для максимального смягчения нагрузки на обремененные участки.

  2. Решение принимается администрацией уполномоченного решать земельные вопросы органа власти, после чего инициатору установления сервитута выдается нормативный правовой акт.

  3. Сервитут обретает силу и вступает в законное действие при регистрации соглашения (для частного сервитута) в одном из отделений Росреестра или после принятого административными органами решения и внесения данных о публичном сервитуте в ЕГРП.

  4. Обладающий решением об установлении сервитута собственник, после регистрации документа вступает в права ограниченного пользования земельной территорией, а обремененный сервитутом владелец уступает ему такое право на основании установленных государством норм и законов.

Постановление об установлении сервитута

Постановление об установлении публичного сервитута на обремененную территорию принимается нормативно законодательным актом, выданным исполнительной властью, которая уполномочена заниматься решением земельных вопросов.

При установлении частных сервитутов административные постановления не выносятся, процедура регулируется заключенным между сторонами соглашением, которое вместе с поданными документами проходит регистрацию в Росреестре.

Постановление об установлении сервитута на земельный участок, на оптимальных условиях для обеих сторон, с учетом интересов подавшего иск лица, а также наименее обременительных условий для собственника участка может вынести судебный исполнительный орган власти. Такое постановление может быть принято в том случае если стороны не пришли к добровольному согласию.

Постановление об установлении сервитута на земельный участок: скачать образец.

Гражданин, обремененной сервитутом территории, согласно законодательству, имеет право требовать соразмерной принесенному ущербу компенсации от заинтересованного в установлении сервитута собственника.

Компенсация за обременение земельного участка рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного надела, и составляет 0,01% за годовой период действия сервитута.

Приобретение сервитута, обычно происходит после договора заинтересованных сторон между собой о размере компенсации за ущемленные права. Эта сумма фиксируется в соглашении или отражается в нормативном правовом акте при установлении публичного сервитута.

Отличительные особенности сервитута от договорных отношений между собственниками

Владельцы земельных наделов или недвижимых объектов, которые расположены по соседству имеют право не обременять свои отношения установлением сервитута, и ограничится обязательной договоренностью, что предусматривает те же необходимые для заключения письменного соглашения основания. Но договорные отношения между сторонами не гарантируют их выполнения и в любой момент по ряду возникающих причин могут быть расторгнуты.

Оформление сервитута на земельный участок предоставляет заинтересованному лицу правовые гарантии, связанные с отчуждением территории или объекта, возникновением непредвиденных обстоятельств, устанавливает справедливую в отличии от договорных отношений плату за возможность пользования сервитутом, определяет порядок ее внесения.

Наличие обязательных договорных отношений между собственниками, даже если они заключены и регулируются подписанным договором, который не зарегистрирован в ЕГРП, не исключает возможности установить сервитут.

Прекращение действия сервитута так же как и его начало зависит от определяющих его деятельность оснований. Причины, по которым может быть прекращено ограниченное право пользования, предусматривают:

  • прекращение действия оснований;
  • истечение сроков действия сервитута по соглашению;
  • добровольный отказ заинтересованной стороны;
  • покупка участка заинтересованной стороной;
  • утрата целевого предназначения земли;
  • исключение территории из оборота;
  • случаи ликвидации объекта.
Читайте также:  Право на бесплатное жилье ветеранам боевых действий

Все подробности об основаниях для прекращения ограниченного права пользования вы найдете тут.

Процедура, которая способствует установлению земельного сервитута, не является сложной и утомительной. Чтобы разрешить земельные вопросы гражданам приходится очень часто обращаться в уполномоченные административные органы и искать помощи в регулирующих их права законе. Защиту одному из таких прав обеспечивает закон об установлении ограниченного права пользования землёй.

Минэкономразвития о публичном сервитуте и ЗОУИТ – ИГП

В рамках информационной помощи кадастровым инженерам, а также всем заинтересованным лицам, приводим официальный текст письма Департамента недвижимости Министерства экономического развития РФ от 03.09.2019 №Д23и-30058 по вопросам, касающимся установления и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте и зонах с особыми условиями использования территорий.

Текст письма

Департамент недвижимости и Минэкономразвития рассмотрел обращение, касающееся установления публичного сервитута и зон с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ), и в части установленной компетенции сообщает.

3 августа 2018 г.

был принят Федеральный закон № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Закон № 341-ФЗ), При этом до вступления в силу Закона №341-ФЗ действовала редакция статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ), пунктом 10 которой предусматривалось, что порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженершах коммуникаций. их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ).

В соответствии с указанной ранее действовавшей нормой был издан приказ Минтранса России от 17 октября 2012 г.

№ 373 «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута».

Вместе с тем, Законом № 341-ФЗ введен новый подход к внесению сведений о публичных сервитутах в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) и общий порядок их установления, которые содержатся в статье 23 и главе V.7 ЗК РФ. Указанный порядок не предполагает образования земельных участков (частей земельных участков), постановки их на государственный кадастровый учет и регистрации прав на них.

При этом в соответствия с пунктом 19 действующей редакции статьи 23 ЗК РФ Закона № 257-ФЗ устанавливаются особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог.

Однако, в данном случае особенности установлены не законом, а нормативным правовым актом, принятым в его исполнение, который должен учитывать и положения Закона №341-ФЗ. До настоящего времени соответствующие изменения в Закон № 257-ФЗ и нормативно-правовые акты, принятые во исполнение Закона № 257-ФЗ, не внесены.

В соответствии с пунктами 1, 5.2.53.27 Положения о Министерстве транспорта Российской Федераций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.

№395, Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, и самостоятельно принимает порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения.

На основании изложенного описание публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, определяется главой V.7 ЗК РФ.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.41 ЗК РФ к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, установлены приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. № 541 в соответствии с пунктом 7 статьи 39.41 ЗК РФ (далее — Требования).

Согласно пункту 10 Требований схемы, используемые для формирования файлов описания границ в формате XML (XML-схемы), признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте Роерееетра в информационно­ телекоммуникационной сети «Интернет».

До размещения XML-схемы на официальном сайте Роерееетра в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута могут быть использованы XML-схемы, применяемые для формирования документов, содержащих сведения о ЗОУИТ, утвержденные приказом Роерееетра от 15 сентября 2016 г. №П/0465 (далее — Приказ) (Приложение № 1 к Приказу, XML-схема ZoneToGKN_v05 и Приложение №4 к Приказу, XML-схема TerritoryToGKN_v01); при этом в элементе «Содержание ограничений» (ContentRestrictions) реквизита «Зона с особыми условиями использования территорий, территория объекта культурного наследия» (SpecialZone) XML-схемы ZoneToGKN_v05 следует отображать слова: «публичный сервитут» и информацию о цели установления публичного сервитута и его сроке.

В соответствии с пунктами 5 и 8 статьи 39.43 ЗК РФ границы публичного сервитута утверждаются решением об установлении публичного сервитута, сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута; публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН.

Согласно статье 3.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений об установлении или прекращении публичных сервитутов.

При этом в соответствии с частью 15.

1 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.

Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1.3 — 13, 15.

15 (1) статьи 32 Закона № 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1532.

В соответствии со статьей 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ, за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

В силу части 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г.

№ 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до утверждения Правительством Российской Федерации положения о ЗОУИТ соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации решение об установлении такой зоны принимается илди ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ для ЗОУИТ соответствующего вида.

В силу пункта 10 статьи 106 ЗК РФ обязательным приложением к решению об установлении ЗОУИТ, а также к решению об изменении ЗОУИТ, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

Форма графического описания местоположения границ ЗОУИТ, требования к точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 г. № 650.

При этом в силу пункта 11 статьи 106 ЗК РФ подготовка указанных сведений обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие ЗОУИТ, иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления ЗОУИТ в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления ЗОУИТ по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, — органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ ЗОУИТ, возникающей в силу федерального закона.

Ссылка на официальную версию письма Министерства экономического развития РФ от 03.09.2019 №Д23и-30058 по вопросам, касающимся установления и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте и зонах с особыми условиями использования территорий

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.