Узнаем как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж

Узнаем как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж

Источник фото master1305/freepik

Преподаватель в вузе – это специалист, который проводит семинарские и лабораторные занятия в группах, оказывает помощь лектору в приеме зачетов и экзаменов у учащихся высших учебных заведений. Чтобы работать на этой должности кандидат должен иметь высшее профессиональное образование и преподавательский стаж.

О профессии «преподаватель в вузе»

Профессия «преподаватель в вузе» считается престижной и уважаемой. Данная специальность предоставляет возможности карьерного роста до старшего преподавателя или профессора при наличии ученой степени и стажа работы в качестве преподавателя.

Чтобы работать в этой должности кандидат должен соответствовать квалификационным требованиям, обладать специальными навыками и умениями, глубокими знаниями своего предмета и пр. Профессиональные обязанности педагога обширны: преподаватель ведет семинары, участвует в различных (в том числе международного масштаба) мероприятиях, публикуется в научных изданиях и пр.

Профессиональная нагрузка преподавателей вузов зависит от их специализации и определяется самостоятельно администрацией вуза. Однако недельная рабочая нагрузка не должна быть выше 36 часов. Если педагог занимается научной работой, профессиональная нагрузка может быть сокращена.

В обязанности педагога вуза входят:

  1. проведение лабораторных и семинарских занятий;

  2. помощь лектору при приеме зачетов, экзаменов, тестировании и пр. (подготовка вопросов, тестов);

  3. написание исследовательских трудов;

  4. участие в написании методичек, учебных пособий и пр.;

  5. участие в мероприятиях, конференциях и т.д.

Основная деятельность преподавателя вуза направлена на обучение студентов профильному предмету. При этом главная задача современного педагога состоит в том, чтобы вызвать у учащихся желание к самообразованию и освоению новых знаний.

Узнаем как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж

Источник фото bublikhaus/freepik

В зависимости от специализации педагога и его должностных функций и полномочий определяются требования к кандидату на должность. Преподаватель в вузе должен иметь:

  1. высшее профессиональное образование;

  2. опыт работы в должности педагога;

  3. знание государственных образовательных стандартов;

  4. глубокие знания предмета по своей специальности, желание совершенствоваться и расти профессионально;

  5. стремление знать последние новости в сфере образования;

  6. знание основ педагогики, психологии;

  7. знание методик обучения студентов и пр.

Преподаватель в вузе должен стремиться к самообразованию, узнавать о современных методиках и исследованиях (по своей специализации), поддерживать контакт со студентами (отвечать на их вопросы, направлять, поощрять и т.д.).

Как стать преподавателем вуза

Чтобы получить должность в высшем учебном заведении, необходимо как минимум обладать высшим профессиональным образованием по специальности (бакалавр и магистратура).

Очень часто в преподавание на должность ассистентов кафедры приглашают бывших студентов. Однако для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице понадобится также поступление в аспирантуру и активное занятие научной деятельностью.

Следующие ступени можно будет занять только при наличии кандидатской степени.

Карьера в преподавании строится по определенной схеме: сначала должность ассистента, затем преподавателя. После защиты диссертации можно получить звание доцента. Следующая ступень – лектор (или старший преподаватель). Наконец, высшей ступенью становится звание профессора.

Во всех случаях обязательными являются два фактора:

  • стаж преподавательской работы;
  • наличие ученой степени.
  • Так, для доцента обязательны – кандидатское звание, наличие научных публикаций, преподавательский стаж от трех лет.
  • Для старшего преподавателя также нужен стаж более трех лет и ученая степень.
  • Профессор в обязательном порядке – доктор наук с педагогическим стажем в вузе более 5 лет.
  • Будучи доцентом также можно претендовать на место заведующего кафедрой, профессор может стать либо деканом факультета, либо занять место ректора.

Таким образом работать преподавателем в вузе и сделать карьеру могут как мужчины, так и женщины. Важны только высшее образование, педагогический стаж работы, обладать определенными личностными качествами и т.д.

Узнаем как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж

Источник фото bublikhaus/freepik

Личностные качества преподавателя

Для преподавателя вуза важны несколько качеств, необходимых для работы.

К таковым относятся:

  1. самообладание, стрессоустойчивость;
  2. целеустремленность;

  3. умение находить общий язык с разными типами собеседников;

  4. организаторские и лидерские способности;

  5. грамотная письменная и устная речь;

  6. ораторские способности;

  7. развитые внимание, память, аналитическое мышление и пр.

Востребованность специальности

Несмотря на большее количество ежегодно выпускающихся студентов-педагогов, данная специальность является распространенной и востребованной. Больше шансов получить хорошую должность есть у тех студентов, кто окончил магистратуру и аспирантуру, принимал участие в конференциях, показал себя за время учебы как целеустремленного и ответственного учащегося.

Средняя заработная плата преподавателя вуза

Средняя зарплата преподавателя вуза по России составляет 25 тыс. руб. В Москве и Санкт-Петербурге она достигает 30-40 тыс. руб. Стоит иметь в виду, что уровень заработной платы зависит от места работы, должностных обязанностей педагога и пр.

Плюсы и минусы профессии преподаватель вуза

Профессия «преподаватель вуза» имеет свои плюсы и минусы.

К плюсам относится:

  • продолжительный отпуск (56 календарных дней);
  • постоянный профессиональный рост;
  • творческая, почетная профессия;
  • возможность карьерного роста.

Среди минусов можно назвать:

  • напряженная, стрессовая работа;
  • низкая зарплата.

Автор статьи Юркин Алексей

Профессия преподаватель – как стать преподавателем в ВУЗе (университете) или колледже?

Время чтения: 6 минут(ы)

Многие начинают задумываться о карьере преподавателя, еще находясь на последних курсах обучения в вузе. Однако попасть на эту должность не так просто, как кажется на первый взгляд, потому что ещё в бакалавриате студенту будет необходимо ответственно относиться к учёбе и проявить себя в науке.

Узнаем как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж

Кто такой преподаватель: что нужно знать о профессии?

Профессия преподавателя требует от человека быть экспертом в своей области, а также эффективно передавать знания студентам. В процессе прохождения курса в университете или колледже студенты будут задавать очень много вопросов, поэтому важно даже знание мелочей по теме.

Нужно отличать преподавательский труд от учительского. Особенность профессии преподавателя в том, что работая с более взрослыми людьми, он учит их проводить самостоятельные исследования.

Даже студенты первых курсов университета пишут свои небольшие научные работы, участвуют в семинарах, круглых столах и лабораторных работах.

Все эти мероприятия организовываются преподавателями и работниками кафедры.

Через все эти мероприятия проходят и сами будущие преподаватели, поэтому участие в них важно не только с точки зрения развития науки, но и для подготовки новых кадров для учебного заведения.

Преподаватель должен не только учить студентов проводить самостоятельные исследования, но и писать собственные работы. Работа в университете почти всегда сопряжена с написанием научных статей, монографий, учебных пособий и прочих материалов. Без постоянного углубления в тему человек на должности рискует увязнуть на низших ступенях карьерной лестницы.

Задачи и обязанности

Основные задачи преподавателя:

  • формирование условий для развития необходимых профессиональных компетенций у студентов;
  • выполнение учебных планов и программ;
  • контроль за выполнением домашних заданий студентами;
  • контроль качества знаний студентов;
  • проведение научно-исследовательских работ;
  • участие в научных мероприятиях, проводимых университетом.

Работа и зарплата

Уровень зарплаты преподавателя зависит от того, на какой ступени своей карьеры он находится. Молодые выпускники аспирантуры не могут рассчитывать на такую же зарплату, как и у профессора.

Также это зависит от того, где конкретно преподаёт человек: работа в вузе считается более престижной, чем в колледже или техникуме.

Значение имеет и то, насколько престижным считается учебное заведение, а также средний уровень зарплаты в регионе.

Как показывает практика, обычно зарплата преподавателя без учёной степени или ассистента на кафедре составляет 12 тысяч рублей. Доценты, имеющие более значительный опыт преподавания, могут рассчитывать на сумму около 17 тысяч. Получив звание профессора, человек может получать около 30 тысяч.

Согласно данным Росстата, средняя зарплата преподавателя в России составляет 45 тысяч рублей. Но методология подсчёта не учитывает значительную разницу между доходами ректоров, деканов и обычных преподавателей. Лучше всего ситуация с доходами преподавателей в Москве, где средний оклад составляет 62 тысячи рублей.

Продвижение по карьерной лестнице зависит в основном от научных успехов. Чтобы получить учёное звание доцента, нужно защитить кандидатскую диссертацию. Сам процесс написания и защиты занимает много времени, однако важно не довольствоваться достигнутым, потому что разница в доходах у людей с разными учёными званиями может достигать до десяти тысяч рублей.

Чтобы получить звание профессора, придётся защитить докторскую диссертацию. Соискатели этого звания должны продемонстрировать не только убедительную теоретическую подготовку и большое количество публикаций, но и значительный уровень преподавательского мастерства.

Найти работу проще всего тем, кто только что окончил магистратуру или аспирантуру. Выпускники, хорошо зарекомендовавшие себя во время обучения, могут рассчитывать даже не персональное приглашение от преподавателя. Им всё равно придётся строить карьеру, начиная с ассистента на кафедре, но чужое наставничество поможет побыстрее сориентироваться в незнакомой среде.

Не стоит переживать перед поступлением на определённую специальность бакалавриата, что потом выбранная сфера может оказаться неинтересной или невостребованной. Окончив первую ступень высшей школы, бывший студент может подать документы на любое направление магистратуры. За всю карьеру можно освоить несколько преподаваемых областей.

Читайте также:  Как узаконить самовольную постройку на своем земельном участке лпх 2023 году

Стать преподавателем в колледже легче, особенно в ситуации острой нехватки кадров. Соискателю уже придётся проходить собеседование, как при приёме на любую другую работу. Однако предъявляемые к преподавателям колледжей требования ниже, чем к преподавателям в вузах.

Плюсы и минусы профессии

Достоинства профессии преподавателя выглядят следующим образом.

  1. Есть возможность заниматься научной деятельностью, имея доступ к ресурсам учебного заведения: электронной библиотеке с подписками на научные журналы, возможности участвовать в научных мероприятиях и публиковаться за счёт вуза.
  2. Если стремиться проводить пары с интересом для студентов, можно превратить процесс подготовки в интересное и творческое занятие.
  3. Иногда можно совмещать преподавание с другой профессиональной деятельностью.
  4. При наличии серьёзных успехов в научной работе можно рассчитывать на приглашение в престижный вуз.

Возможные трудности в профессии преподавателя представлены ниже.

  1. Студенты, особенно на младших курсах, не отличаются высоким уровнем дисциплины, поэтому преподавателю придётся завоёвывать их авторитет.
  2. Публикации в научной периодике не гарантируют успешного построения карьеры.
  3. Большая разница между доходами руководства учебного заведения и обычных преподавателей, причём добраться до руководящей должности у некоторых не получается спустя долгое время.
  4. На первых этапах карьеры зарплата слишком мала, чтобы на неё можно было прожить, поэтому может потребоваться совмещение нескольких должностей или поиск второй работы.

Как стать преподавателем в ВУЗе (университете) или колледже?

Чтобы стать преподавателем, нужно сперва получить должность ассистента. Ассистент может вести семинары, его наставником считается другой сотрудник кафедры – обладатель учёной степени. По истечении 3 лет ассистент может претендовать на должность старшего преподавателя.

В высшей школе отбор преподавателей ведётся на конкурсной основе. Поэтому требуется зарекомендовать себя сперва в научной сфере. Первичному продвижению по карьерной лестнице могут поспособствовать хорошие отношения с другими преподавателями. Выше шанс получить должность преподавателя у тех, кто защитился в аспирантуре.

Чтобы получить должность преподавателя в колледже, нужно пройти собеседование с руководителем учебного заведения. Это проще, чем стать преподавателем в вузе, но возможностей для карьерного и личностного роста в колледжах меньше.

Какие навыки нужны?

Нужно глубокое знание преподаваемого предмета. Даже ассистенты на кафедре должны обладать им, чтобы грамотно вести семинары. Однако одной теоретической подготовки не будет достаточно.

Главный навык преподавателя – преобразование сухой научной теории в доступный и интересный материал для студентов. Для этого нужно научиться вычленять основные понятия в сфере знания, а также связи между ними.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Чтобы стать преподавателем в определённом университете, желательно сразу же поступать туда на одну из программ обучения бакалавриата. Далее можно поступить в магистратуру, а потом в аспирантуру. После этого откроются возможности для преподавания.

Соискатель на должность преподавателя колледжа должен обладать дипломом не ниже магистра в области предмета преподавания, а также дополнительным педагогическим образованием. Это связано с тем, что в колледже у преподавателя не будет наставников, он будет самостоятельно читать лекции и вести практики.

Следует учитывать, что преподаватель должен постоянно обновлять свои знания. Это можно сделать, проходя курсы повышения квалификации. Так можно не только освежить знания, но и получить новые, переобучившись под новую предметную область. Например, можно изучить курс «Русский как иностранный», чтобы преподавать родной язык иммигрантам.

Какие предметы нужно сдавать?

Всё зависит от того, какой предмет планируется преподавать. Чтобы преподавать в высшей школе, пригодится диплом магистра в данной области. Для преподавания в колледже также необходимо профильное образование, подкреплённое пройденным педагогическим курсом.

Сколько учиться после 9 и 11 класса?

Стать преподавателем может человек, обладающий дипломом уровня не ниже магистерского. После 11 класса придётся потратить на получение высшего образования ещё как минимум 6 лет. Минимальный срок обучения в аспирантуре, которая необходима для развития карьеры – 3 года.

Возможно ли дистанционное обучение?

Существует возможность получить заочное педагогическое образование. Также есть множество дистанционных курсов, способствующих развитию необходимых педагогу компетенций.

Однако основное образование лучше получать в очной форме. Это поможет разобраться с тем, как работает система высшего образования в России. Также очное обучение помогает обзавестись связями на кафедре.

Где учиться на преподавателя?

Вузы и академии

Среди лучших вузов Москвы, через которые можно построить академическую и педагогическую карьеру, стоит выделить следующие.

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, стоимость обучения составляет 350 500 рублей в год.
  • Московский государственный технический университет им. Баумана, стоимость обучения зависит от направления, в среднем 285000 рублей в год.
  • Московский государственный институт международных отношений, стоимость обучения находится в районе 400 000 рублей в год.
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», стоимость обучения в среднем составляет 135 000 рублей в год.
  • Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, стоимость обучения составляет 204 000 рублей в год.

В Санкт-Петербурге обучаться можно здесь.

  • Санкт-Петербургский государственный университет, годичное обучение обойдётся примерно в 250 000 рублей.
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, стоимость обучения составляет от 70 000 до 180 000 рублей в год.
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, средняя стоимость обучения составляет 93 тысячи рублей в год.
  • Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», стоимость обучения составляет 260 000 рублей ежегодно;
  • Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, обучение стоит около 250 000.

При выборе вуза нужно опираться прежде всего на сферу своих интересов. В дальнейшем предстоит углубленное многолетнее изучение выбранной области.

Колледжи и техникумы

В колледже или техникуме получить необходимые преподавателю компетенции невозможно. Для работы требуется обязательное наличие высшего образования.

Курсы и тренинги

Курсы для преподавателей в Москве представлены ниже.

  • Высшая Школа Гениев – курсы ментальной арифметики для преподавателей, обучение стоит 500 рублей в час, также потребуется покупать учебные материалы, курс длится 2 года.
  • Курс скорочтения в школе IQ007 – полная стоимость всех 72 занятий составляет 79200 рублей.
  • Курсы английского в международной школе Wall Street English – план занятий составляется индивидуально, исходя из потребностей и знаний клиента, поэтому стоимость и длительность обучения всегда разная.
  • СДО «Педкампус» – курсы переподготовки для преподавателей и педагогов, длительность от 2 месяцев, стоимость месяца от 1999 рублей.
  • Международный центр образования – один курс в 72 часа стоит 3500 рублей.

Курсы для преподавателей в Санкт-Петербурге можно проходить в следующих заведениях.

  • Университет профессиональной переподготовки и повышения квалификации, стоимость – 4200 рублей, обучение длится 3 недели.
  • АНО ДПО «Учебный Центр педагогический альянс» – институт развития образования, стоимость обучения – 175 рублей в час, количество часов разное для всех курсов.
  • Методический курс по подготовке преподавателей английского языка как иностранного (TEFL), обучение длится 4 недели, стоимость 10 тысяч рублей.
  • Учебный центр «Коннессанс», стоимость – 4200 рублей за 3 недели обучения.
  • Институт развития образования – курс длится 3 недели, обучение стоит 5000 рублей.

Таким образом, стать преподавателем нелегко. Эта профессия подходит тем, кто готов упорно заниматься наукой. Больших денег в ней не заработать, зато можно заниматься наукой и готовить будущих учёных к будущей карьере.

«Хочу преподавать — с чего начать?» — инструкция для экспертов | РБК Тренды

Узнаем как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж

из личного архива

Всем есть что сказать, но как правильно делиться своими знаниями, если вы — эксперт?

Об авторе: Зиба Джафарова, руководитель методического центра «Теории и практики».

Мы живем в информационную эру: данных очень много и благодаря стремительному развитию технологий они доступны «на кончиках пальцев». Алгоритмы искусственного интеллекта работают, чтобы помочь нам разобраться в этом бесконечном океане сведений и найти то, что нужно. Но эта информационная и технологическая революция отнюдь не означает, что мы стали мудрее.

Как никогда людям необходима помощь в фильтрации и осмыслении этой информации, получении и рефлексии практического опыта — это все еще прерогатива человека, а именно эксперта.

Читайте также:  Срок въезда на территорию РФ на авто с Казахскими номерами

Сегодня развиваются платформы для каталогизации и шеринга экспертизы, создаются нетворки, которые позволяют соединять запросы людей и компаний с нужным экспертом. Возник даже термин экспертная экономика (expert economy), объемы которой растут. При этом «звание» эксперта не всегда означает, что человек может грамотно делиться этой экспертизой.

Кто такой эксперт?

Вокруг этого термина идет много споров, и однозначного ответа тут нет. Но есть несколько ключевых признаков, по которым можно определить эксперта:

  • в «Теории и практики» ценятся как теоретики, так и практики, но опыт все же первичен — именно лично наработанные успехи и ошибки позволяют находить инсайты, расширять и углублять знания в своей сфере;
  • непрерывное развитие и осознанность гораздо важнее, чем количество лет стажа как такового. Можно проработать 20 лет на одном месте и не расти, но если вы постоянно учитесь, ищете профессиональные челленджи и рефлексируете — вы усиливаете свою экспертизу;
  • широта кругозора и наличие разных кейсов как из вашей предметной области, так и (желательно) из смежных позволят вам видеть и демонстрировать своей аудитории связки и выводы на более высоком, системном уровне.

Но если вы собрались заниматься преподаванием, то перечисленных выше характеристик мало — у вас еще должно быть достаточно времени и энергии, чтобы не только проводить занятия и выступать, но и качественно к ним готовиться.

Зачем преподавать?

Для того чтобы стать успешным преподавателем, важно понимать, что вами движет. Определение мотивации и приоритетов поможет вам выстроить стратегию развития в дальнейшем, если вы планируете продолжать преподавать.

Как правило, мотивацией к преподаванию для эксперта становятся:

  • новый навык и вызов;
  • возможность переключиться на другую деятельность и отвлечься на креативную задачу;
  • стремление к признанию и поощрению в профессиональном сообществе;
  • возможность дополнительного заработка;
  • расширение нетворка и др.

Как выстроить личный бренд эксперта?

Если вы узнали себя в пунктах выше — отлично. А знают ли о вас другие? Не рассказывать о том, что у вас есть ценные и полезные для других знания и не делиться ими нерационально. Развитие личного бренда повысит осведомленность о вас и вашей экспертизе. Как это делать?

  • Для начала определите, что вас отличает? В чем ваши сильные стороны?

Речь идет не только о предметных знаниях, но и способностях упаковывать и преподносить эти знания и себя.

  • Задайте себе вопрос: какой у вас tone of voice и визуальный стиль?

Подумайте, какой образ вы хотите сформировать у окружающих.

  • Делитесь мыслями в соцсетях.

Можно использовать форматы текстового блогинга (например, писать статьи на Medium), завести свой канал на YouTube, делать короткие обзоры событий вашей профессиональной сферы в Instagram, завести канал в Telegram.

  • Используйте силу нетворка.

Расскажите своим коллегам и знакомым, что хотели бы выступать на определенные темы.

Если вас уже приглашают или начинают приглашать куда-то выступать и преподавать, проверяйте, что это за место, какая там аудитория — это тоже часть вашей репутации. Не на всех площадках стоит выступать.

Как трансформировать знания в обучающий продукт?

Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.

Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:

  1. Сверьте с организаторами и кураторами учебные цели программы в целом, и вашего урока в частности. Важно, чтобы ваш контент был синхронизирован с другими занятиями.
  2. Пропишите для себя подробнее — что узнают, начнут делать и даже почувствуют студенты после вашего занятия? Какие основные мысли вы хотите донести? Эти цели станут основой для тематических блоков.
  3. Исследуйте аудиторию. Уточните, какой у них бэкграунд, какие ожидания, какой уровень знаний. Важно: подумайте о студентах не только с точки зрения знаний и навыков — поставьте себя на их место и подумайте, как бы вы хотели изучить эту тему, какая информация и какие форматы работы помогли бы вам лучше всего?

В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.

Как составить план занятия?

К этому моменту у вас уже, скорее всего, сложилось понимание основных тематических блоков. Чтобы они превратились в урок, их нужно уложить в определенную структуру.

Есть несколько подходов к проектированию выступления, но так или иначе любое занятие можно поделить на три части: введение, основная часть и заключение. Что не забыть сделать на каждом этапе.

Введение

  • «Разогрейте» участников с помощью быстрых упражнений. Познакомьтесь, повторите материал, проведите «айсбрейкер» в группах.

«Айсбрейкер» — техника для выстраивания позитивного взаимодействия между членами группы на этапе знакомства и создания благоприятной атмосферы на уроке.

  • Актуализируйте/проблематизируйте вашу тему.

Здесь отлично сработают истории и яркие кейсы из опыта — эмоции помогают вовлечься и запомнить.

  • Расскажите про план и формат занятия и обозначьте организационные рамки.

Это позволит настроить ожидания участников, увеличит комфорт и чувство безопасности.

Основная часть

  • Заложите в занятие главный элемент — активное обучение, когда студенты не просто пассивно слушают преподавателя, а что-то делают и дискутируют друг с другом.

Активное вовлечение обучающихся в процесс — это не только залог эффективности курса, но и «лайфхак» для ведущего образовательного процесса, т.к.

позволяет перераспределить нагрузку и выдохнуть, пока студенты, к примеру, заняты групповой работой.

  • Опирайтесь на опыт студентов.

Это один из главных принципов обучения взрослых. Побуждайте аудиторию «приземлять» новую информацию на их прошлые или текущие кейсы.

  • Чередуйте активности, чтобы удерживать фокус внимания аудитории.

Разделите занятие на блоки по 15–20 минут, после каждого желательно задать вопрос слушателям, подвести промежуточный итог и сделать связку со следующим блоком.

После выполнения каких-то заданий или проведения обсуждений важно свериться, все ли участники сделали в соответствии с целями и требованиями задания, обозначить для них точки роста.

  • Пригласите коллегу вести занятие с вами.

Это, как минимум, придаст процессу динамику за счет смены спикеров и поможет лучше фасилитировать групповую работу. Это и отличная подстраховка, если вы только начинаете преподавать, и вам страшно: вдвоем всегда легче.

Заключение

  • Подведите итоги. Какие основные мысли занятия вы бы хотели еще раз подчеркнуть?
  • Проведите рефлексию. Спросите студентов, что им запомнилось, понравилось, что они возьмут в работу и что хотелось бы узнать еще.

Описанные выше шаги относятся и к офлайн-, и к онлайн-занятиям. Подготовка и к тому, и к другому формату нужна одинаково тщательная.

Можно сказать, что к подготовке онлайн-занятий нужно относиться даже более серьезно, потому что удерживать внимание аудитории становится сложнее.

Если у вас уже было подготовлено офлайн-выступление, будет мало просто сделать то же самое онлайн — подумайте о сокращении длительности урока, вынесите часть материала на самостоятельное изучение, потренируйтесь использовать различные цифровые площадки и инструменты взаимодействия с аудиторией.

Финишная прямая

После того, как у вас сложилась структура занятия и подготовлен контент, остается еще несколько шагов:

  • Подготовьте сценарный план.

Сделайте поминутный тайминг и добавьте к нему еще хотя бы 15% времени, чтобы точно уложиться в заявленные временные рамки.

  • Уделите отдельное внимание презентации и вспомогательным материалам — оформите их в нужном стиле.

На слайды можно вынести промежуточные вопросы аудитории, названия блоков и обозначения перерывов — так вы не собьетесь с хода занятия.

  • Продумайте необходимый технический set up.

К примеру, студентам может понадобиться предварительная регистрация в каком-то из ваших цифровых инструментов, или будет нужна особенная расстановка столов в аудитории — все это лучше продумать до занятия.

В заключение

Преподавание полезно не только учащимся, но и самому эксперту, который систематизирует и переосмысливает свой опыт. Более того, это реалистичный трек развития второй карьеры.

Для начинающих экспертов-преподавателей главное — не бояться ошибки или неудачного опыта. Нужно помнить, что все это — прокачиваемый навык, нужно делать выводы и улучшать результаты следующих попыток.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж

Профессия преподавателя в вузе остается противоречивой. Кто-то считает ее престижной и уважаемой, а кого-то отпугивают низкие зарплаты работников сферы образования. Давайте подробнее познакомимся с условиями работы тех, кто дает знания студентам. А также узнаем, как стать преподавателем вузе.

Читайте также:  Выкупная цена аварийного жилья

Образование

Это самый первый пункт, с которым сталкиваются новички. Чтобы стать преподавателем в вузе, надо иметь диплом о высшем образовании. При этом нужно быть как минимум специалистомили магистром.

Прием на работу бакалавра станет исключением из правил. Это возможно только при наличии практического опыта работы по специальности.

Наличие оконченной аспирантуры дает большие преимущества тем, кто интересуется, как стать старшим преподавателем в вузе. Такой специалист может принимать участие в различных конкурсах на замещение должностей научных сотрудников.

Если преподаватель защитил диссертацию и получил ученую степень, он может претендовать на вакансию доцента или профессора.

Тот, кто стал преподавателем в вузе, не должен жалеть о своем выборе. Поэтому нужно заранее собрать как можно больше информации о будущей профессии.

Личные качества

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, важно понимать, что эта профессия подходит не всем. Будущему специалисту для работы со студентами понадобится целый набор не только профессиональных, но и личных характеристик.

Первое, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе – это стрессоустойчивость. Что скрывается за этим понятием? Надо сказать, что стрессоустойчивость требуется на многих вакансиях. Профессиональный преподаватель – не исключение.

Этот специалист должен превосходно контролировать собственные эмоции и в любой ситуации сохранять спокойствие. Ведь в аудиториях могут возникать различные ситуации.

Преподаватель должен оставаться спокойным и сохранять уважительное отношение к студентам.

Профессиональные качества

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, нужно понимать, что этот специалист должен быть компетентен в своем предмете. Что это означает? Чтобы давать знания другим, нужно самому хорошо разбираться в предмете.

Преподаватель, который досконально ориентируется в предмете, вызывает уважение у собственных студентов и со временем становится для них авторитетом.

Вот почему важно не только стать преподавателем в вузе, но оставаться им на протяжении всей карьеры. Чтобы не потерять авторитет, нужно постоянно совершенствоваться.

Следить за новыми веяниями в собственной области, стараться преподносить информацию интересно и давать студентам актуальные знания.

Для этого нужно серьезный запас времени отводить на подготовку к студенческим лекциям и семинарам. Все это требует времени и сил.

Также важно уметь организовать самостоятельную работу студентов. Ведь после окончания учебного заведения они станут самостоятельными, а преподавателя, которому можно задать любой вопрос, рядом не будет.

Кроме этого, преподаватель вуза должен хорошо знать государственные образовательные стандарты.

Еще один момент, касающийся профессионализма, — это речь. Преподаватель вуза должен говорить правильно, категорически избегая слов-паразитов.

Кроме того, не стоит пытаться сойти за своего в компании студентов, используя молодежный сленг или жаргон. Ничего кроме насмешек это не вызовет.

Лучше стать авторитетом для подражания, а не пытаться походить на вчерашнего студента, который сам недавно получил диплом и едва разбирается в предмете, но при этом пытается учить других.

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, будьте готовы к тому, что постоянно нужно будет учиться новому.

Условия работы

Трудовой кодекс определяет для преподавателей максимальной количество рабочих часов в течение недели – не более тридцати шести. Учебная нагрузка для преподавателя вуза может составлять максимум девятьсот часов в течение года. Сократить ее можно, увеличив количество часов на научную работу.

Кроме того, преподавателям вуза, если снова ссылаться на Трудовой кодекс, полагается отпуск в размере пятидесяти шести календарных дней.

Нагрузка

Как говорилось выше, общегодовая нагрузка для преподавателя вуза не должна превышать девятисот часов. Это означает, что ежедневно придется проводить в среднем две-четыре пары.

Однако нужно понимать, что оплачиваемые часы, свободные от пар — это не личное время преподавателя. Оно выделяется на подготовку к лекциям, написание конспектов и методичек, проверку самостоятельных работ и т.д. Как вы понимаете, работа преподавателя в вузе не ограничивается проведением учебных лекций для студентов.

По теме:  Как получить скины в КС ГО и перевести их в реальные деньги

Помимо этого есть обязанность по составлению полного методического комплекта, который включает документы, которые должны соответствовать общепринятым стандартам.

Полные методические комплекты, составленные преподавателем, несколько раз в течение учебного года проверяют комиссии. В случае обнаружения недостатков, работу придется исправлять.

Кроме того, регулярное изменение общепринятых стандартов заставляет переделывать полные методические комплекты, потому что некоторые предметы устаревают и исключаются из учебной программы, а некоторые, наоборот, появляются.

Для преподавателя вуза это означает, что работу по составлению полного методического комплекта нужно начинать сначала.

Карьерная лестница

Теперь вы знаете, как стать преподавателем в институте. Осталось разобраться, что ожидает в дальнейшем тех, кто начинает карьеру в сфере образования.

  • преподаватель;
  • ассистент;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор.

Преподаватель

Это первая ступень. На эту должность принимают тех, кто имеет диплом магистра или специалиста. Поэтому теперь вы знаете, как стать преподавателем в вузе без аспирантуры. Сложнее всего пробиться на вакансию вуза тем, кто имеет диплом бакалавра.

Как правило, таких кандидатов принимают только в качестве замены основного преподавателя на практических занятиях. Однако для кого-то эта лазейка может стать стартом. Это актуально и для тех, кто интересуется, как стать преподавателем в медицинском вузе.

В дальнейшем можно будет получить диплом магистра или даже стать аспирантом для продолжения карьеры и получения более привлекательных перспектив.

Ассистент

Следующая ступень для преподавателя. Эту должность занимают те, кто имеет не только диплом, но и практический опыт преподавания на протяжении одного года. Также вакансия доступна тем, кто закончил аспирантуру. Стаж работы в этом случае не имеет значения.

У аспиранта он может вовсе отсутствовать и это не помешает ему претендовать на должность ассистента. Обязанности этого сотрудника состоят в проведении семинаров, консультаций и практических занятий.

Кроме того, ассистент помогает доцентам и профессорам принимать экзамены у студентов.

Старший преподаватель

Эта должность совмещает в себе обязанности предыдущей, а также обязывает читать лекции, подготавливать методические пособия для студентов. Требование к этой должности одно: потенциальный кандидат на должность старшего преподавателя должен обладать ученой степенью кандидата наук или имеет стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент

Чем выше должность, тем больше обязанностей она возлагается на преподавателя вуза. Доцент помимо педагогической деятельности обязательно должен вести научную работу. Чтобы претендовать на вакансию, нужно быть кандидатом наук, а также иметь научные публикации, участвовать в конференциях. Если отработать в этой должности пять лет, то можно получить ученое звание доцента.

Профессор

Чтобы претендовать на эту должность, нужно быть доктором наук, а также отработать педагогом на протяжении пяти лет. Также соискатель должен подготавливать аспирантов и соискателей, публиковать учебные пособия, научные статьи и т.д.

Стоит отметить, что при наличии ученого звания доцент или профессор преподавательский стаж не имеет значения. Оба соискателя могут принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности. Такие мероприятия проводятся раз в пять лет.

Доцент может стать заведующим кафедрой, а профессор – деканом факультета или ректором вуза.

Стаж

Преподавание в вузе включают в педагогический стаж. Это важный нюанс, который дает сотрудникам некоторые бонусы.

Начисляется педагогический стаж только при официальном трудоустройстве в учебное заведение. После наработки двадцатипятилетнего стажа преподаватель имеет право на льготную пенсию.

Особенности

Преподаватель вуза – пожалуй, самая ответственная деятельность по сравнению с коллегами. Вот почему нужна соответствующая подготовка. Как минимум, нужно иметь диплом магистра или специалиста. Для бакалавров путь в систему образования будет значительно длиннее. И совсем нет шансов у тех, кто не имеет высшего образования.

Однако для продвижения по карьере нужно будет поступать в аспирантуру, получать ученую степень. Иначе максимальная должность, которую можно будет занимать — это ассистент.

Нередко преподавателями вуза становятся его бывшие выпускники, которые заслужили хорошую репутацию в период обучения. Вот почему начинать задумываться о построении будущей карьеры стоит еще с первых курсов студенческой скамьи.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.