Обязательная процедура страхования водителями своей ответственности появилась в России около 20 лет назад. Она была введена Федеральным Законом №40-ФЗ от 2002 года. С того времени в правилах оформления полиса ОСАГО постоянно происходили изменения. Одни шли на пользу водителям, другие страховщикам. И это естественно – любая система изменяется и совершенствуется.
Очередная реформа обязательного автострахования началась в России в 2019 году. Планировалось, что в 2020 году большая часть нововведений вступит в силу. Но вмешалась пандемия коронавируса, из-за которой сроки перенесли на 2021 год.
Сначала говорилось о марте 2021-го, потом премьер-министр принял решение об октябре. Уже точно ясно, что нынешний 2022 год не станет тем годом, когда все вопросы с ОСАГО будут решены окончательно.
Изменения будут происходить и в 2023 году.
Что ждет ОСАГО в 2023 году
Как уже говорилось, все изменения, касающиеся процедуры оформления полиса ОСАГО, должны были заработать еще в 2020-м, а установленный сейчас срок – до 01.10.2022.
Это касается процедуры оформления электронного полиса, расчета стоимости страховки и новых правил прохождения техосмотра для получения диагностической карты. И пока не слышно о планах по переносу чего-то на 2023-й.
Но, зная отечественный менталитет, можно гарантировать, что в октябре этого года вопросы с заключением договоров ОСАГО точно будут возникать.
Причиной, в первую очередь, станет отсутствие диагностических карт, из-за проблем с прохождением ТО. Мало кто из операторов стремится уже сейчас получить аккредитацию по новым правилам, жалея средств и надеясь на очередной перенос сроков. И в октябре это приведет к огромным очередям в аккредитованные пункты.
Не до конца решен вопрос с процедурами оформления Е-ОСАГО. Касается это взаимодействия информационных систем страховщиков и ГИБДД через ЕАИСТО. Но, думается, что этот вопрос будет решен. В последние годы все цифровые инициативы правительства реализуются довольно успешно.
Новые правила расчет тарифов ОСАГО
Новые правила расчета тарифов действуют с августа 2020 года. Тогда было введено понятие «коэффициента страховщика». Это, по своей сути, наценки, закладываемые в стоимость страховки с помощью специально разработанных технологий, на основе нескольких десятков критериев. И именно они влияют на то, какой будет стоимость ОСАГО в 2023 году.
Согласно новым правилам расчета, на стоимость полиса могут влиять не только стаж вождения, наступление в предыдущий период страхового случая или серьезное нарушение ПДД, но и:
- пол;
- возраст;
- марка машины;
- цвет кузова;
- профессия водителя.
И это далеко не исчерпывающий список. Всего таких факторов – около 60. Решать, использовать ли в расчете стоимости полиса все факторы, которые не запрещены Центробанком, имеют право сами страховые компании. Но их полный перечень должен быть опубликован на официальном сайте страховщика.
В настоящее время стоимость базовой ставки полиса может варьироваться в пределах от 2471 руб. до 5436 руб. Окончательная цена устанавливается в зависимости от количества примененных коэффициентов-факторов. И у каждой компании они могут быть своими. В расчетах цены полиса банки не имеют право использовать и учитывать:
- национальность водителя;
- вероисповедание;
- языковую принадлежность;
- должностное положение.
Это прямо запрещено Центробанком. Регулятор предупредил, что, если начнутся злоупотребления другими, пока разрешенными механизмами, будет рассмотрен вопрос об их ограничении.
Увеличится ли стоимость полиса ОСАГО
В настоящее время объективных предпосылок для увеличения стоимости ОСАГО в 2023 году нет. Экономические прогнозы говорят, что финансовый рынок находится, и будет находиться, в стабильном состоянии. Уровень инфляции не должен превысить ожиданий. Поэтому повышать стоимость полисов ни у правительства, ни у компаний оснований нет.
Другое дело – вопрос подорожания услуги для отдельных категорий участников дорожного движения. Самые свежие новости об изменениях в ОСАГО в 2023 году касаются автострахования для такси. Подорожает ли ОСАГО для таксистов в 2023 году, обсуждают Минфин, Центробанк и участники рынка.
Страховщики предлагают поднять ставку сразу на 60%. По их словам, сегодняшние расценки не покрывают расходов из-за слишком частого участия таксистов в авариях.
Согласно статистике, в ДТП участвует каждое третье такси. У простых автолюбителей этот показатель находится на уровне 4,3%.
И хотя, в 2022 году, наемным перевозчикам уже повышали стоимость полиса на 30%, этого явно недостаточно, чтобы выплат хватило на всех.
Как решится вопрос с таксистами, пока не ясно. Поэтому рассмотрим определение стоимости автостраховки, исходя из факторов, которые точно будут учитываться в 2023году.
Иные факторы в расчете стоимости
Страховщики, заключая договор автострахования в 2023 году, однозначно повысят тариф тем водителям, которые допустили серьезные нарушения правил дорожного движения:
- управляли автомобилем пьяными;
- превышали скорость более, чем на 60 км/час;
- проезжали на красный;
- выезжали на полосу встречного движения.
Избежать наценки не удастся, так как специализированные базы ГИБДД будут доступны страховщикам. Конечно, не в таком объеме, что любая компания сможет узнать все подробности правонарушения. Система просто выдаст положительный или отрицательный ответ о наличии того или иного противоправного события.
Кроме этого, уже сейчас существуют риски, что при расчете стоимости страховки в 2023 году будет устанавливаться наценка за ее электронное оформление. И Банк России предупредил страховые компании о недопустимости такого нарушения.
Если для КАСКО повышать стоимость полиса при отсутствии автомобиля во время удаленной процедуры вполне обоснованно, то для ОСАГО это не объяснимо.
Ведь то, что пришел клиент в офис или решил застраховать свою ответственность через интернет, никак не влияет на цену вопроса.
Банки, ссылаясь на какие-то онлайн-издержки, стараются убедить ЦБ в необходимости повышения расценок на Е-ОСАГО. И, даже, пытаются выдавать в офисах документы, учтенные, как полученные удаленно. Мнение Банка России однозначно – это незаконно.
Подача заявки по новым правилам в 2023 году
По новым правилам, подать заявку на оформление ОСАГО может как собственник, так и водитель, который управляет автомобилем по согласию ее владельца. Для получения полиса необходимо предоставить следующие документы:
- заявление;
- паспорт гражданина;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- если автомобиль не зарегистрирован, то предоставляется документ, подтверждающий право собственности или аренды;
- водительское удостоверение;
- для автомобилей, старше 3-х лет, нужна действительная диагностическая карта.
Как предоставлять документы, в виде оригиналов или в электронном варианте, решает страховая компания.
Как и раньше, оформить полис можно будет на сайте компании. Договор ОСАГО, в этом случае, придет на указанную страхователем электронную почту.
Оформить договор страхования автогражданской ответственности необходимо в течение 10 дней с момента приобретения автомобиля или иного ТС. Без него не встать на учет в ГИБДД или Гостехнадзоре.
21.01.2021 вышло постановление Правительства №28, допустившее операторов цифровых финансовых площадок (маркетплейсы) к информационной автоматизированной системе ОСАГО.
Это делает их полноценными участниками страхового рынка.
То, что маркетплейсы будут продавать полисы различных компаний, сделает более простым выбор доступной страховки и не должно сказаться на окончательной стоимости в сторону ее повышения.
Как будет проходит техосмотр по новым правилам
Новые правила техосмотра вступили в силу в 2022 году. Обязательный техосмотр для ОСАГО отменен, но все-таки в некоторых случая его придется пройти:
- при продаже авто старше 4 лет
- при постановке на учет автомобиля старше 4 лет
- при внесении существенных изменений в конструкцию транспортного средства
Итак, чтобы пройти техосмотр, нужно приехать в сервис, который авторизован Российским союзом автостраховщиков и ГИБДД.
Процесс осмотра транспортного средства должен фиксироваться на фото с привязкой к координатам сервиса. Фотографии делаются до начала и после окончания процедуры. Информация о машине и результатах техосмотра оформляется в виде диагностической карты и вносится в базу данных ЕАИСТО, перешедшую в ведение МВД.
В случае выявления фальсификации карта аннулируется, а сервис привлекается к ответственности с наложением штрафа в размере 300 000 руб. Владельца машины об этом никто информировать не обязан, а в случае наступления страхового случая никакого возмещения не будет. Платить за причиненный ущерб придется в полном объеме.
Штраф за отсутствие ОСАГО
Сейчас действует норма, предусматривающая штраф за управление транспортным средством без действующего полиса ОСАГО.
Размер штрафа, в соответствии со ст.12.37 КоАП РФ, составляет от 500 до 800 рублей.
В 2023 году эта норма останется без изменений. Но добавится наказание за отсутствие диагностической карты. Для этого вносятся дополнения в ст.12.5 КоАП РФ. Сумма штрафа составит 2 000 руб. Казалось бы — это не имеет прямого отношения к страхованию ответственности, но без карты не получить полис ОСАГО, а значит придется платить еще и за отсутствие страховки.
Штрафы с камер
Анонсируется, что штрафы с камер начнут приходить с 1 марта 2022 года. Умные системы видеонаблюдения будут автоматически вычислять в транспортном потоке автомобили, диагностических карт которых нет в базе ЕАИСТО. На одну машину, в течение суток, будет выписываться, максимум, один штраф.
Узнав об этом, страховщики предложили снять с них ответственность за проверку диагностических карт. Ведь это будут делать автоматизированные системы на дорогах. Официального ответа пока нет.
Порядок и лимит выплат по ОСАГО
За последнее время система обязательного автострахования значительно изменилась. Иными стали размеры выплат по ОСАГО, тарифы и сама система расчета стоимости полиса немного изменилась.
Рассмотрим, как сегодня получить страховку, на какую сумму страхового покрытия может рассчитывать потерпевший в ДТП в случае ущерба здоровью и транспортному средству.
Изменения, которые касаются выплаты по полису ОСАГО, вступили в силу еще в 2018-м и коснулись системы компенсации убытков, ремонта и оформления полиса, сроков технического осмотра и компенсаций по страховке, а также стоимости ее приобретения. В 2018 г. появилась такая система компенсаций, как оплата ремонта.
Изменилось не только возмещение по ОСАГО, другими стали и сами бланки полисов. Теперь они защищены QR-кодом, что затрудняет их подделку и дальнейшие мошеннические действия со страховкой. Проверить подлинность документа можно теперь дистанционно.
Цена полиса формируется с учетом следующих обстоятельств:
Стоимость полиса изменилась и в связи с новыми правилами расчета коэффициента бонус-малус. Теперь, если водитель за 12 месяцев ни разу не попал в ДТП, он получает скидку при продлении страховки.
Напротив, тот, кто часто нарушает правила дорожного движения и становится виновником аварий, заплатит в соответствии с новым тарифом большую сумму за переоформление полиса. Соответственно, водить аккуратно становится гораздо выгоднее для собственного кошелька.
Система учета коэффициента бонус-малус призвана стимулировать водителей быть осторожнее на дорогах, не совершать опасных маневров и соблюдать скоростной режим.
Вместе с повышением тарифов увеличились и лимиты компенсации по страховке.
На сегодняшний день действуют следующие нормы оценки ущерба от ДТП для возмещения по полису автострахования:
- срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
- период действия полиса должен быть не меньше одного года;
- срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
- выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
- максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
- в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
- срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.
До возмещения ущерба по страховке не следует ремонтировать автомобиль. Но если провести независимую экспертизу, по результатам которой будет оценен ущерб, вы можете передать машину в ремонт еще до того, как средства перечислит страховая компания.
Лимиты выплат по автогражданке
Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.
Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.
Лимит на 2022 – 2023 г. составляет:
- 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
- 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
- 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).
Получить максимальную выплату можно в том случае, если понесенный в результате аварии ущерб превышает или равен лимиту ответственности.
Чтобы средства были перечислены страховой компанией, нужно своевременно продлевать действие полиса и оформить ДТП в соответствии со всеми законодательными требованиями. Если авария была незначительной (участников не более двух, нанесен только ущерб имуществу), выгоднее зафиксировать ее с использованием европротокола.
Что влияет на размер выплаты в 2022 – 2023 году
Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2022 – 2023 и что влияет на объем возмещения.
Величина страхового покрытия зависит от следующих обстоятельств:
Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы. В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы.
На этом этапе вопрос можно решить по договоренности. Но если пострадавшего не устраивает объем предложенных средств, он имеет право требовать от виновного в ДТП компенсировать моральный, физический и материальный вред через суд.
Если потерпевшего не устроила сумма возмещения, следует направить письменную претензию в адрес страховщика.
В каком случае страховщик может отказать в компенсации
Есть обстоятельства, которые могут препятствовать получению компенсации по страховке. Перечислим их:
- в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
- у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
- не был определен виновник аварии;
- полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).
Разумеется, каждая страховая компания стремится не терять своих средств, поэтому бытует мнение, что получить средства в полном объеме не получится. Отчасти этому мифу способствуют оценщики и юридические компании.
Но не стоит забывать, что сами они, убеждая клиента в необходимости их услуг, также заботятся о своем заработке. Поэтому не стоит принимать поспешных решений.
Как показывает практика, в 80% случаев получить компенсацию в полном объеме и точно в срок (выплата по ОСАГО происходит в течение 10 календарных дней) можно без оплаты услуг юристов.
Возмещение в случае оформления европротокола при ДТП
Страховые выплаты за ущерб в ДТП, оформленном по протоколу европейского образца, увеличены в два раза, с 50 до 100 тысяч рублей (при этом для Москвы и Подмосковья, С.-Петербурга и Ленинградской области лимит остался прежним – 400 тысяч рублей). Автомобилисты, попавшие в аварию, могут оформить документ без участия сотрудников ГИБДД.
Экземпляр заполняет как виновник аварии, так и потерпевший. После этого бумагу нужно направить страховой компании в течение 5 рабочих дней. Обязательное условие оформления европротокола – фотографирование места происшествия.
До осмотра представителями страховой компании оба автомобиля, пострадавшие в ДТП, нельзя ремонтировать, чтобы были зафиксированы все полученные ими дефекты.
Участникам ДТП требуется зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они должны быть переданы в автоматизированную информационную систему автострахования гражданской ответственности (необходимо использовать технические средства и ПО, которые предусмотрены законом).
Чтобы корректно оформить европротокол, нужно соблюдать следующие правила:
- использовать шариковую ручку для внесения сведений об аварии;
- при заполнении своей части протокола каждый участник вносит данные самостоятельно;
- обоснованность корректировок должна подтвердить противоположная сторона;
- протокол должен быть подписан как виновником аварии, так и потерпевшим.
Ремонт или денежная компенсация
По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:
- в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
- существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
- выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
- повреждения нередко устраняют не полностью;
- автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.
Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.
Страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:
- располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
- срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней.
Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.
Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:
- производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
- владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
- в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.
Оплату ремонта производит страховая компания.
Денежная компенсация возможна в следующих случаях:
- когда автомобиль не подлежит восстановлению;
- стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
- восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
- владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
- страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).
Какие документы необходимо предоставить страховой компании
В страховую компанию нужно направить заявление вместе с пакетом оригинальных справок и копий документов. Полный комплект включает в себя следующие бумаги:
Максимальная сумма страховой выплаты по ОСАГО
Система обязательного автострахования действует в России около 17 лет. Одним из базовых понятий выступает максимальная сумма страховой выплаты по ОСАГО. В статье подробно рассматривается значение этого параметра, регламентированное действующим законодательством, в зависимости от обстоятельств ДТП и способа оформления аварии.
Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП
Максимальная выплата по ОСАГО при угрозах жизни и здоровью
Расчет максимальной выплаты по страховому полису
Оформление ДТП по Европротоколу
Формы и сроки страховых выплат
Базовые правила обязательного автострахования, в том числе – максимальная выплата по ОСАГО, регламентируются положениями №40-ФЗ (датируется 25 апреля 2002). В соответствии с актуальной версией законодательного акта, в случае ущерба транспортному средства значение этого показателя ограничено 400 тыс. руб.
Исключение составляет ситуация, когда из-за последствий аварии восстановление авто не представляется возможным.
Если автомобиль не подлежит восстановлению
В этом случае допускается полная компенсации стоимости владельцу машины. Но даже при такой ситуации выплата в рамках ОСАГО остается неизменной и составляет 400 тыс. рублей. Превышение указанного ограничения достигается посредством обращения в суд и взыскания с непосредственного виновника дорожно-транспортного происшествия.
Максимальная выплата по ОСАГО при угрозах жизни и здоровью
Если в ходе ДТП нанесен вред здоровью или жизни людей, максимальная выплата по ОСАГО в 2022 году составит полмиллиона рублей.
Конкретная величина компенсации определяется с учетом тяжести последствия попадания в аварию.
Расчет максимальной выплаты по страховому полису
Например, при летальном исходе выплата составляет 500 тыс. руб. Денежные средства распределяются по двум направлениям: 475 тыс. руб. – выгодоприобретателю по страховке, 25 тыс. руб. – в виде компенсации организаторам похорон.
Аналогичная сумма в размере полумиллиона выплачивается, если пострадал ребенок, а результатом стала его инвалидность любой степени. Применительно к взрослым максимальная компенсация назначается, если речь идет об инвалидности первой степени. Получение вреда меньшей тяжести ведет к снижению суммы страховой выплаты в рамках ОСАГО.
Оформление ДТП по Европротоколу
Оформление большей части дорожно-транспортных происшествий происходит с применением так называемого Европротокола, то есть по упрощенной процедуре. Обязательными условиями ее использования выступают три требования:
- согласие всех участников аварийной ситуации;
- отсутствие вреда, нанесенного здоровью людей;
- величина ущерба транспортному средству пострадавшего в пределах 100 тыс. рублей.
Последний пункт наглядно демонстрирует, какова максимальная выплата по ОСАГО в 2022 году при оформлении ДТП с применением Европротокола. Превышение указанной суммы, равной 100 тыс. руб., означает необходимость вызова сотрудников ГИБДД.
Действующая версия законодательства об обязательном автостраховании предусматривает не только выплату денежной компенсации, но и ремонт поврежденного транспортного средства. Второй вариант страховой компенсации невозможен только в нескольких ситуациях, четко прописанных в №40-ФЗ. К ним относятся:
- величина ущерба больше 400 тыс. руб.;
- причинен тяжкий вред здоровью пострадавшего, вплоть до его смерти;
- машину нельзя отремонтировать;
- аккредитованный автостраховщиком сервис расположен далее 50 км от местоположения транспортного средства или участка дороги, где произошло ДТП.
Срок, который предоставляется страховой компании на выплату компенсации, равняется 20 рабочим дням. Его отсчет начинается с момента предоставления страхователем полного комплекта необходимых для совершения выплаты документов.
Важно отметить, что автостраховщик далеко не всегда выплачивает компенсацию в рамках ОСАГО. Законодательство предоставляет ему несколько оснований для законного отказа от возмещения. К их числу относятся такие:
- вред причинен умышленно;
- виновник находится в состоянии опьянения – или алкогольного, или наркотического;
- водитель не имеет права управлять транспортным средством (лишен водительского удостоверения, не вписан в страховку ОСАГО и т.д.);
- не соблюдена процедура оформления страхового события (нарушены сроки, не представлены необходимые документы и т.д.);
- отсутствует действующий полис обязательного автострахования;
- виновник покинул место дорожно-транспортного происшествия;
- при оформлении полиса автостраховки предоставлены ошибочные или недостоверные данные.
Обязательным условием для получения выплаты по ОСАГО, в том числе максимального размера, выступает четкое выполнение процедуры оформления страхового случая. Поэтому особенно внимательно следует относится к грамотному составлению и сбору необходимых документов, а также соблюдению установленных сроков обращения в страховую компанию.
Ответы на вопросы
Как определяется максимальная сумма гражданской ответственности виновника ДТП в рамках ОСАГО?
В соответствии с требованиями базового законодательного акта в этой области — №40-ФЗ.
Какие предельные выплаты по ОСАГО допускает законодательство?
При нанесении вреда здоровью и жизни людей, сумма выплаты доходит до полумиллиона рублей. Если речь идет об ущербе имуществу пострадавшей стороны, максимальный размер компенсации ограничивается 400 тыс. рублей.
Возможным вариантом компенсации ущерба по ОСАГО выступает восстановительный ремонт транспортного средства. Но использование этого способа имеет свои ограничения, установленные законодательно.
Как решается проблема несогласия страхователя с размером страховой выплаты?
В этом случае имеет смысл обратиться с исковым заявлением в суд.
Позицию истца следует обосновать результатами независимой экспертизы.
Подведем итоги
Законодательство регламентирует максимальную суммы выплат по ОСАГО величиной в полмиллиона рублей (при нанесении вреда здоровью людей) и в 400 тысяч рублей (при причинении ущерба транспортному средству).
Альтернативной формой компенсации становится восстановительный ремонт пострадавшего автомобиля.
Обязательным условием получения всей причитающейся по закону выплаты становится четкое соблюдение сроков обращения к автостраховщику и грамотное оформление необходимых документов.
Базовые тарифы ОСАГО изменятся с 13 сентября — диапазон расширили на 26% в обе стороны
Артем Мазанов
надеется, что стоимость полиса ОСАГО снизится
Профиль автора
Коридор базового тарифа ОСАГО расширят на 26% вверх и вниз для большинства категорий автовладельцев с 13 сентября. Это отразится на стоимости полисов.
Соответствующее указание Банка России зарегистрировал Минюст. Коридор базового тарифа расширили на фоне подорожания автозапчастей. Для водителей, которые часто нарушают ПДД, полис может значительно подорожать. А для аккуратных, наоборот, станет дешевле.
Итоговая стоимость полиса сильно зависит от базовой ставки — она рассчитывается как произведение ставки и нескольких коэффициентов. У каждого владельца базовый тариф свой — на него влияют технические характеристики автомобиля, а также штрафы и лишение прав. Тинькофф Журнал писал, как рассчитывают тарифы ОСАГО после реформы в 2020 году.
С 13 сентября для легковых автомобилей физлиц страховщики установят базовую ставку тарифа по ОСАГО в диапазоне 1646—7535 Р. Сейчас этот тариф составляет 2224—5980 Р. Тарифы для других категорий транспортных средств тоже изменятся: нижняя граница уменьшится, а верхняя — вырастет.
Мотоциклы, мопеды и легкие квадроциклы
До 13 сентября 2022 года
438—2013 Р
После 13 сентября 2022 года
324—2536 Р
Легковые автомобили организаций, а также оперативных служб и специального назначения
До 13 сентября 2022 года
1152—4541 Р
После 13 сентября 2022 года
852—5722 Р
Легковые автомобили физических лиц
До 13 сентября 2022 года
2224—5980 Р
После 13 сентября 2022 года
1646—7535 Р
До 13 сентября 2022 года
2014—12 505 Р
После 13 сентября 2022 года
1490—15 756 Р
Грузовые автомобили с прицепом или без с разрешенной массой менее 16 тонн
До 13 сентября 2022 года
1572—7884 Р
После 13 сентября 2022 года
1163—9934 Р
Грузовые автомобили с прицепом или без с разрешенной массой более 16 тонн
До 13 сентября 2022 года
2367—11 871 Р
После 13 сентября 2022 года
1752—14 957 Р
Автобусы с числом пассажирских мест более 16
До 13 сентября 2022 года
1867—6767 Р
После 13 сентября 2022 года
1382—8526 Р
Автобусы с числом пассажирских мест до 16 включительно
До 13 сентября 2022 года
1494—5415 Р
После 13 сентября 2022 года
1106—6823 Р
Автобусы, которые ездят по регулярным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на остановках
До 13 сентября 2022 года
3714—7762 Р
После 13 сентября 2022 года
3053—9144 Р
До 13 сентября 2022 года
2029—4242 Р
После 13 сентября 2022 года
1668—4997 Р
До 13 сентября 2022 года
1266—2645 Р
После 13 сентября 2022 года
1041—3116 Р
Тракторы и самоходные машины
До 13 сентября 2022 года
610—2538 Р
После 13 сентября 2022 года
451—3198 Р
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Минфин рассчитывает на полную либерализацию тарифа ОСАГО в 2023-2025 годах — ТАСС
Реформа ОСАГО
МОСКВА, 8 июня. /ТАСС/. Минфин поддерживает предложенные Центробанком меры по поэтапной либерализации тарифов ОСАГО и рассчитывает, что тарифы могут быть полностью освобождены от госрегулирования в 2023-2025 годах. Об этом в интервью ТАСС сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев.
«Это дорога, которую мы должны пройти шаг за шагом. Все зависит от того, насколько быстро мы сможем идти. Данный законопроект предусматривает отмену нескольких обязательных коэффициентов, в то же время мы введем пару добровольных коэффициентов, расширим коридор. Следующим шагом может быть их значительная либерализация.
Также можно будет вернуться к идее трех типов полисов с разными лимитами выплат [с лимитами 500 тыс. рублей, 1 млн рублей, 2 млн рублей]. Где-то год мы будем оценивать результаты работы первого этапа. Может быть, через два-три года после этого мы сможем либерализовать рынок.
Надеюсь, что в 2023-2025 годах уже сможем выйти на полную либерализацию», — сказал он.
Немедленная либерализация привела бы к тому, что для жителей некоторых регионов полис ОСАГО стал бы необоснованно дорогим, пояснил Моисеев, поэтому ЦБ и Минфин будут двигаться поэтапно. Дискуссия о том, какие коэффициенты будут добавлены, а какие убраны, еще ведется, добавил он.
Сейчас тарифы ОСАГО регулируются государством: базовая ставка для легковых авто физлиц установлена Центробанком в коридоре 3432-4118 рублей. Для расчета окончательной стоимости полиса тариф ОСАГО умножается на восемь коэффициентов, которые тоже устанавливает ЦБ.
ЦБ 15 мая анонсировал масштабную реформу тарифов ОСАГО, первым этапом которой станет расширение коридора базового тарифа на 20% вверх и вниз: летом 2018 года диапазон расширится с 3432-4119 рублей до 2746-4942 рублей, изменятся коэффициенты по стажу и возрасту водителя.
Следующим этапом ЦБ планирует летом 2019 года законодательные изменения.
ЦБ планирует разработать закон, разрешающий использование индивидуального тарифа (для этого необходимо более подробное разделение страхователей на тарифные группы, в том числе — продолжение дифференциации по возрасту и стажу).
ЦБ обсудит с экспертами и возможность введения дополнительных параметров цены ОСАГО — например, возраст автомобиля, марка, экологические характеристики.
Итогом реформы должна стать индивидуальная цена ОСАГО для каждого водителя, зависящая от его страховой истории и характеристик вождения. Полная либерализация если и возможна, то не раньше 2020 года, говорили в ЦБ.
Минфин ранее выступал со своим вариантом реформы, где предлагал разделить полисы ОСАГО на три вида — с лимитами 500 тыс. рублей, 1 млн рублей, 2 млн рублей, и разрешать большинство коэффициентов устанавливать страховщикам самостоятельно.
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях – Безопасность и страхование – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
В России полным ходом идет реформа «автогражданки». Если вы ничего о ней не слышали, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с готовящимися изменениями, ведь их реализация приходится как раз на 2021 год.
Значительная часть изменений в сфере ОСАГО внедряется в российское законодательство последние полтора года.
В середине 2020 года власти приняли целый ряд поправок в федеральный закон «Об ОСАГО», до реализации которых из-за пандемии COVID-19 дошло только сейчас.
В 2021 году к этим поправкам присоединится ряд других мер, которые так или иначе повлияют на процесс оформления полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. Чего же стоит ждать автомобилистам?
Нарушители заплатят больше
Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.
Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые.
Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более.
Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.
Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента.
В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения.
Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.
Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.
Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно.
«Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые.
«При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.
Доплата за некоторые автомобили
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами.
То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше.
Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности.
Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность.
Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.
) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов.
— Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее.
И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют.
Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
Заявка на выплаты онлайн
Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении.
Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг.
Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью.
«Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии.
Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта.
Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту.
Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.
Не прошел техосмотр — остался без выплат
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах.
Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
— Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт.
Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
Штраф с камеры за отсутствие ОСАГО
Наконец, весьма вероятно, что в 2021 году водителям все же начнут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО. Считать так есть несколько причин.
Во-первых, Минюст и МВД планируют дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления данных штрафов в автоматическом режиме.
Предполагается, что штраф 800 рублей за отсутствие ОСАГО будет оформляться в отношении автомобилиста не чаще одного раза в сутки.
По закону полис ОСАГО должны иметь владельцы всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ. Машины, зарегистрированные в других государствах, — не исключение.
Однако на практике часто водители таких ТС просто игнорируют данное требование: штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей, а в случае ДТП водитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными.
Примечательно, что штрафы с камер за отсутствие полиса ОСАГО таких водителей фактически не коснутся: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же у Федеральной таможенной службы нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.
Во-вторых, систему рассылки «писем счастья» за отсутствие полиса «автогражданки» уже протестировали в августе 2019 года в Москве. Тогда водителям по почте приходили уведомления без штрафов.
Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 года новая система заработает.
Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но, учитывая, что информационная система ОСАГО работает, а страна уже научилась жить в условиях пандемии, есть вероятность, что в 2021 году штрафы с камер за отсутствие ОСАГО все же начнут приходить.
«Вся система готова. Скорее всего, в 2021 году все будет запущено в ограниченном режиме и в каком-нибудь отдельно взятом регионе,
— рассказал Дрому Петр Шкуматов. Одновременно координатор «Синих ведерок» добавил, что контролировать наличие ОСАГО нужно не только у автомобилей, но и у конкретных водителей.
«Очень распространенной стала ситуация, когда в тебя въезжает представитель какой-нибудь среднеазиатской страны, [управляющий] такси без полиса ОСАГО. Потом он заявляет, что не собирается ничего возмещать, предлагает судиться, а сам — уезжает к себе на родину», — пояснил Шкуматов.
Именно против таких автомобилистов, по словам эксперта, камеры, скорее всего, окажутся бессильными.
Добавим, что сейчас в России без полиса ОСАГО эксплуатируется примерно 2–4 млн автомобилей.
Как видите, в 2021 году ОСАГО претерпит целый ряд важных изменений. Однако законопослушным автомобилистам, скорее всего, беспокоиться не стоит: для них по большому счету ничего не изменится, а полис «автогражданки», возможно, даже станет несколько дешевле.
Самое главное, что нужно сделать водителю — следить за действительностью не только полиса ОСАГО, но и диагностической карты.
А вот властям следовало бы позаботиться о том, чтобы «автогражданку» приобретали все автомобилисты — в том числе и те, кто прибыл к нам из-за рубежа.